XV Международный конкурс им. Чайковского пройдет с с 15 июня по 3 июля 2015 года.
Накануне прошлого конкурса (а он бывает раз в четыре года) председатель Оргкомитета Валерий Гергиев, впервые возглавив Оргкомитет, прислушался ко многим советам специалистов. Привычных издержек (например, подсуживаний членов жюри своим ученикам) удалось избежать.
17 февраля на пресс-конференции в Москве объявлены составы жюри по четырем специальностям. Большей частью маэстро набирал их членов сам, обзванивая знаменитых музыкантов и продюсеров. Как и в прошлый раз, конкурс разделен пополам: пианисты и скрипачи – в Москве, виолончелисты и вокал – в Петербурге.
Заявки принимаются до 1 марта. Впервые после предварительного отбора (по видеозаписям) пройдет живое отборочное прослушивание. Где, как, когда – подробности пока не известны: никто не знает, сколько заявок будет подано к концу февраля. На данный момент их 200; если окажется намного больше, к отборочному прослушиванию допустят не всех. Так ведь и участников обещают не много: всего 30 пианистов, по 25 скрипачей и виолончелистов и 40 вокалистов.
О строгом предварительном отборе Гергиев говорит:
«Важен один принцип: не ошибиться, никого не потерять».
Пока заявки поступили из 29 стран: Россия, Италия, Китай, Польша, Финляндия, Южная Корея, США, Тайвань, Германия, Грузия, Швейцария, Япония, Азербайджан, Украина, Белоруссия, Чехия, Казахстан, Турция, Франция, Колумбия, Испания, Узбекистан, Монголия, Австрия, Норвегия, Болгария, Австралия, Латвия, Канада.
Первая премия (по каждой специальности) – 30 000 долларов. Возможно присуждение Гран-при (100 000 долларов), как в прошлый раз – его тогда получил победитель пианистического конкурса Даниил Трифонов. Этого особого лауреата определяет сам Гергиев после консультаций со всеми членами жюри. По его словам,
«претендент на Гран-при должен или обладать особой манерой, или демонстрировать особую значимость, или с первого же тура усиливать впечатление от своего исполнения».
Руководитель рабочей группы конкурса директор Московской филармонии Алексей Шалашов сообщил корреспонденту «Новой», что работать с конкурсантами в финальном туре будут четыре оркестра: с пианистами – Госоркестр им. Светланова; со скрипачами – Академический оркестр филармонии; в Петербурге с виолончелистами – Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии; с певцами – оркестр Мариинского театра. Дирижеры пока не определились.
После пресс-конференции новый арт-директор конкурса Петер Гроте (Германия) в частном порядке объяснил корреспонденту «Новой» и систему голосования, которая придаст состязанию максимальную прозрачность:
“Никакой математики, только оценки «да» и «нет» – эта система будет действовать на всех турах. Каждое решение каждого члена жюри в отношении каждого конкурсанта будет обнародовано, и любой судья, если возникнет необходимость, должен будет обосновать свое негативное решение. Это и называется открытым голосованием.
Все четыре жюри будут работать без председателей. В них вошли столь значимые музыканты, что я даже не представляю, чтобы кто-нибудь из них мог что-то диктовать другому с высоты своего председательского положения”.
Конкурс будет транслироваться на своем официальном сайте (на днях он должен появиться в обновленной версии), а ключевые события – на телеканале «Культура» и радиостанции «Орфей». Гергиев склонен считать интернет-трансляцию определяющей:
«На прошлом конкурсе трансляции смотрело 3 миллиона человек; а недавно интернет-аудитория Мариинского «Лебединого озера» составила 10 миллионов».
Большое преимущество непосредственного участия руководителя Мариинки в организации конкурса, помимо подбора жюри, грозного взгляда и умения быстро принимать решения, состоит в том, что победившие молодые музыканты сразу получают достойные ангажементы. Их берет в оборот не только сам Гергиев, но и его зарубежные коллеги, в частности, готов это сделать пианист и дирижер Владимир Ашкенази.
А выдающийся скрипач Ицхак Перлман сказал, что готов играть в ансамбле с лауреатами вторую скрипку, лишь бы они не попали в руки менеджеров, которые сразу же соблазнят их большими деньгами.
Наталья Зимянина, Новая газета