Если бы несколько лет назад нейросеть с современными способностями попросили показать, как бы выглядел Саратовский театр оперы и балета в случае апокалипсиса, вероятно, программа нарисовала бы картину, которую сейчас горожане видят ежедневно.
Купола нет, повсюду торчит арматура, колонны подпирают небо. В угрюмых ноябрьских пейзажах все выглядит особенно пугающе. Никто не знает, когда театр вернется к нормальной жизни — область разорвала отношения с подрядчиком, которого нашли с пятого раза.
Один из старейших в России театров основали в 1803 году, в 1865 году для него построили каменное здание. В начале 1960-х его реконструировали: вокруг возвели новые стены, пристроили камерный зал (голубую гостиную) и портик.
В начале 2000-х между пристройкой и старой частью здания появились трещины. Побывавший в подвале журналист «Свободных» отметил, что там очень много воды и вполне можно переснять фильм «Призрак оперы». По крайней мере, ту сцену, где герой передвигается по подвалам «Гранд-Опера» на лодке.
В 2012 году местные власти попытались попросить у Министерства культуры РФ 25 миллионов рублей на обследование здания и подготовку проекта и сметы, а также 500 миллионов на сам ремонт. Включить театр в федеральную программу не получилось. В 2014-м в Саратове приезжал тогдашний глава Минкульта Владимир Мединский и обещал подумать.
В 2017 году стало понятно, что реконструкция театра — это все-таки не абстрактная мечта, а конкретная цель, причем уже на следующий год. В мае министр культуры области Татьяна Гаранина объявила, что на спасение здания необходимо 2,7 миллиардов рублей. Также чиновница отчиталась, что проектно-сметная документация готова, заявку на выделение средств отправили в Москву и даже уже получили оттуда «обнадеживающий ответ», дескать, рассмотрим.
Через месяц губернатор Валерий Радаев просил денег на будущую реконструкцию у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Правда, на 200 миллионов меньше.
«Дмитрий Анатольевич дал соответствующее поручение профильному федеральному министру»,
— цитировала Радаева пресс-служба.
В августе реставрацию обсуждали с Вячеславом Володиным. Андрей Родионов, гендиректор ООО «Саргорпроект» (организация обследовала здание и готовила проект), показал спикеру Госдумы 14-сантиметровую трещину, которая проходит через все строение, и рассказал, что подвалы и фундаменты на 90 процентов затоплены водой.
Спикер уточнил, можно ли сохранить здание. Однако получив положительный ответ, неожиданно возмутился стоимостью работ: «Вы кому кормушку готовите?» И еще: «Не я вам нужен, а прокурор». По мнению Володина, замена фундамента и дренажа — это капитальный ремонт, а не реставрация, а значит, не нужны подрядчики с разрешением на работу с памятниками исторического и культурного наследия:
«За лицензию будем платить в полтора раза больше, мы не потянем».
Пока область ждала денег, в театре сменили директора. В июле его возглавил бывший чиновник мэрии Алексей Комаров. А Рената Мухамедьярова, который руководил учреждением с 2012 года, отправили в театр оперетты (он там проработал всего три месяца).
В ноябре Мухамедьярова задержали по подозрению в превышении должностных полномочий. Через год Фрунзенский суд признал, что в 2016 году управленец подписал акт о приемке кондиционеров для оперного театра, хотя оборудование поставили не в полном объеме. Ущерб превысил три миллиона рублей. Мухамедьяров получил год лишения свободы, который заменили принудительными работами на тот же срок с удержанием 15 процентов заработка в доход государства.
Несмотря на все встречи местных властей с первыми лицами государства, саратовский театр не попал в федеральную программу на 2018 год. Как позже объяснил замминистра культуры области Владимир Баркетов, проект реконструкции, необходимый для выделения федеральных денег, требовал доработки: деструктивные процессы в здании шли так быстро, что данные в документе устарели.
Новый, 215-й, сезон начался в старом театре. Труппу уверили, что находиться в нем не опасно. А через несколько месяцев губернатор Радаев шокировал всех заявлением:
«Ситуация не очень хорошая. Если эксперты дадут заключение, что дальнейшая эксплуатация запрещается, будем говорить с артистами, жителями о сносе театра».
Сезон завершили досрочно, рабочие обследовали фундамент, представитель минкульта объявил:
«Сносить театр однозначно не нужно».
Горожане выдохнули.
Осенью стало известно, что и в 2019-м область не получит федеральных денег. Повторилась прошлогодняя история: проект снова оказался не готов. Региональные власти снова получили нагоняй от Володина.
В мае 2019 года пришла обнадеживающая весть. Валерий Радаев объявил, что смета на реконструкцию находится на одобрении в министерстве финансов РФ. В городе начали готовиться к большому ремонту — искать временную сцену для артистов.
Сначала говорили, что театр переедет в областной центр народного творчества имени Л. А. Руслановой, известный как ДК «Техстекло», и будет делить здание с местными коллективами. Но потом остановились на другой площадке — ДК «Тантал». Как рассказал «Свободным» художественный руководитель театра оперы и балета Юрий Кочнев, новая сцена соответствует параметрам исторической и позволяет прокатывать 4/5 всего репертуара. «Здесь хороший баланс голоса, звучащего со сцены, и оркестра», — добавил народный артист.
В 2022 году ДК «Тантал» выставили на продажу — здание попало в залог Поволжскому отделению «Сбербанка». Летом 2023 года область его выкупила.
В декабре 2019 года деньги на ремонт наконец-то дали. Медведев подписал распоряжение правительства о выделении саратовскому театру 1,47 миллиарда рублей в рамках госпрограммы «Развитие культуры и туризма».
В феврале управление капитального строительства объявило аукцион с начальной (максимальной) стоимостью контракта в 1,58 миллиарда рублей. Исполнителю предстояло начать работы уже в марте и завершить их к декабрю 2022 года. Ни одной заявки не поступило.
«Подрядчики не хотят браться, потому что не отобьют эти деньги. У нас стараются из минимума выжать максимум всегда. Заложить самый-самый минимум, где никакие качественные материалы не закупить»,
— комментировал тогда в эфире «Свободных» краевед Денис Жабкин. Его поддержал архитектор Антон Богнер, который отметил, что реставрационные работы — самые дорогие, и привлекать к ним нужно самых ответственных подрядчиков, но за ту сумму, которую предлагает заказчик, сложно нанять грамотных специалистов.
Вторая закупка провалилась, как и первая, снова не нашлось желающих. На третий аукцион вышли два участника, победило ООО «Проксима Строй» из Санкт-Петербурга. Молодая компания (зарегистрирована в 2017 году) без опыта участия в госзакупках была готова отреставрировать саратовский театр за 1,519 миллиарда рублей. Но подписание контракта сорвалось из-за жалобы второго участника торгов (ООО «Адепт Строй»), которую в ФАС посчитали обоснованной. Впрочем, и заявку авторов жалобы антимонопольщики назвали неправомерно допущенной к торгам.
В четвертой закупке продолжилось противостояние участников третьего аукциона. На этот раз победили москвичи «Адепт Строй», а жалобу написали питерцы «Проксима Строй». ФАС опять отменила итоги торгов.
Неудачи с тендерами не остались без внимания Вячеслава Володина:
«Правильно было бы собирать вещички с пляжа, закончить кушать шашлыки, выгуливать корги, прекратить отдых и заняться решением вопросов».
Спикер Госдумы пригрозил местным властям, что область может потерять 5 миллиардов федеральных рублей.
После вмешательства Володина дело пошло как по маслу. В отсутствие конкурентов в пятой закупке победило московское ООО «Адепт Строй». Жалобу никто не писал. 31 августа 2020 года подписали контракт стоимостью 1,610 миллиарда рублей. Тендер стал самым дорогим гостендером в истории организации.
Фасад здания Саратовского театра оперы и балета восстановят заново
По информации из открытых источников, компания была основана в 2008 году. На момент заключения сделки в ней работало 16 штатных сотрудников (сейчас 9). В 2019 году выручка предприятия составила 1,1 миллиарда рублей.
Согласно материалам госзакупки, после демонтажных работ подрядчик должен отреставрировать фасад здания, кровлю, коммуникации, обновить противопожарную систему, вентиляцию, кондиционирование, молниезащиту. Затем перейти внутрь — к отделке помещений, ремонту сцены и художественно-постановочного освещения, обновить систему связи, видеонаблюдения и систему оповещения о пожаре. На последнем этапе — отреставрировать одежду сцены, «голубую гостиную», репетиционный зал и благоустроить территорию. Все работы должны быть завершены в декабре 2022 года.
Начало реконструкции запомнилось двумя скандалами: экологическим и коррупционным. В ноябре областной депутат-коммунист Александр Нараевский заявил, что строительный мусор с площадки реконструкции отправляют в поселок Саксагай:
«Завалили все дороги. Люди жалуются».
«Свободные новости» попытались узнать в областном комитете по реализации инвестиционных проектов в строительстве, кто и куда на самом деле вывозит обломки, но чиновники ответили общими фразами и не дали никакой конкретной информации. В январе Нараевский рассказал, что обратился в прокуратуру, и бизнесмена, который вывез обломки театральной пристройки, оштрафовали на 30 тысяч рублей.
«Но предприниматель сэкономил гораздо больше!»
— сетовал депутат.
В декабре в кафе на проспекте Столыпина (тогда еще Кирова) задержали мужчину, который передал сотруднику ФСБ 125 тысяч рублей в качестве первой части взятки общим размером в 6 миллионов. Он хотел, чтобы чекист убедил работников управления капитального строительства подписать акты выполненных работ.
Позже выяснилось, что задержанный — представитель «Адепт Строй», а взятка должна была повлиять на оформление документов по реконструкции театра оперы и балета. Весной мужчину оштрафовали на 3 миллиона рублей, летом наказали и саму организацию — штрафом в 20 миллионов рублей по статье «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».
Отдельная больная точка этой реконструкции — многочисленные сообщения, что рабочим не платят. Через три месяца после начала стройки на портале «Лица губернии» пользователь Ринат Богдалов пожаловался губернатору Валерию Радаеву, что ждет зарплату уже 2,5 месяца, руководитель объясняет проволочку тем, бюджет задерживает оплату по контракту. Чиновники ответили, что с их стороны все деньги проходят в срок, а люди продолжили жаловаться.
В июле 2021 года жительница Саратова Анна Зеленская рассказала в соцсети, что ее муж, который занимался демонтажом на объекте, вместо зарплаты получал «завтраки». Его нанимателем был не генеральный подрядчик, а один из индивидуальных предпринимателей, занятых на объекте. Деньги удалось получить после вмешательства Следственного комитета.
В 2022 году прокуроры установили, что субподрядчик — ООО «СаратовСтройСервис» — в декабре 2021-го задержал зарплату 50 работникам на сумму 500 тысяч рублей. Руководителю компании объявили предостережение.
Первая половина 2021 года прошла на стройплощадке по схеме «начали за здравие, кончили за упокой». В середине февраля чиновники рассказывали, что в восстановлении снесенной части театра задействованы 100 человек, реконструкция продолжается даже в минусовую температуру. Но уже в апреле губернатор Радаев, осматривая площадку, возмутился тем, что на стройке трудится всего 30 рабочих. Но ругал он не подрядчика, а заказчиков — чиновников комитета по реализации инвестиционных проектов в строительстве и министерства культуры:
«Объект неживой! Ваша позиция пассивная! Нельзя так! Пока полностью высказываю я недовольство по состоянию работы с театром! Выводы делайте, или я по вам буду выводы делать!»
К июлю подрядчик и вовсе приостановил большую часть работ. Тогда еще председатель регионального правительства Роман Бусаргин объяснил, что после демонтажа вскрылись многочисленные дефекты в несущих конструкциях, поэтому необходимо корректировать проект.
Пять вопросов о прошлом и будущем Театра оперы и балета Саратова
Во второе полугодие зашли с новыми силами. На праздновании Дня строителя в областном правительстве губернатор Радаев фонтанировал оптимизмом:
«Уверен, эта сложнейшая стройка закончится в срок, а процесс капитальной реконструкции будет идти как по нотам».
В сентябре работы на стройке возобновили, но ненадолго.
Первые месяцы 2022 года саратовские власти, кажется, верили, что реконструкцию можно завершить в срок, и постоянно требовали от подрядчика «ускориться» и «усилиться». К марту на стройплощадке работали 100 человек. Постепенно театр начал обретать привычное лицо: к зданию привезли балерину, рабочие начали возводить колонны.
«Театр строим фактически заново. Ремонт непростой. Когда строители зашли на объект, выявили массу слабых мест. Проводится работа по их устранению»,
— рассказывал о реконструкции Валерий Радаев.
В июле новый врио главы региона Роман Бусаргин признал — реконструкция затянется на 2023 год. Перенос срока объяснили тем, что в ходе работ всплывают новые факты аварийного состояния, требуются повторные экспертизы. Например, когда дополнительно укрепляли фундамент, выяснилось, что в усилении нуждается и кирпичная кладка фасада.
«Рисковать из-за спешки здесь нельзя. Если архитекторы говорят, что нужно больше времени, мы должны его дать. Причины объективные и понятные»,
— написал в своем Telegram-канале Бусаргин. В сентябре реконструкция подорожала на 419 миллионов рублей, общая стоимость контракта превысила два миллиарда рублей. Как объяснил «Свободным» гендиректор компании-подрядчика Михаил Варлахин, тендер откорректировали из-за подорожания стройматериалов:
«Смогли доказать увеличение стоимости материалов на 30 процентов. Смета 2018 года, а мы работали в реалиях 2022–2023 годов. Но корректировка не покрыла всех затрат».
2023 год начался тревожно. 11 января оперативники регионального ФСБ провели обыски в структурах правительства Саратовской области. По словам директора управления капстроительства Владимира Шевцова, силовиков интересовали сведения о реконструкции здания оперного театра. Подробностей чиновник не раскрыл.
В марте стройку осмотрел прокурор Волжского района Саратова Антон Евграшин и напомнил, что его ведомство контролирует сроки строительства. В апреле Бусаргин поручил обратиться в правоохранительные органы из-за проектировщиков реконструкции театра, которые не представили ряд решений, необходимых для начала некоторых работ. «Объект и так объективно непростой, а подобные рукотворные проблемы еще больше усложняют процесс реконструкции и приводят к затягиванию сроков», — заявил губернатор. В августе глава региона был недоволен и проектировщиками, и подрядчиком.
В октябре Бусаргин объявил, что область разорвала договор с ООО «Адепт Строй» (интересно, что решение о расторжении датировано 31 августа) и намерена искать нового подрядчика. Официальная причина — прекращение лицензии на работу с объектами культурного наследия.
Реконструкция театра оперы и балета. В Саратове разрывают договор с подрядчиком и уходят в суды
Генеральный директор «Адепта» Михаил Варлахин, объяснил «Свободным», что организацию не «лишили», как написал Бусаргин, лицензии, а приостановили — закончился ее срок. Организация не может пройти переаттестацию, потому что у нее нет денег:
«У нас сейчас вся деятельность на казначейском счете, казначейский счет был заказчиком операции приостановлен, мы лишились возможности вообще что-то оплачивать.
У меня коммуналка не оплачена, охрана, зарплата. Фактически заказчик препятствовал исполнению контракта».
Бусаргин добавил, что в отношении генерального подрядчика поданы несколько исковых заявлений. В картотеке арбитражных дел есть только один иск в отношении «Адепт Строй» от заказчика работ — управления капитального строительства области — о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по хранению. Как рассказал журналистам подрядчик, договор об ответственном хранении оборудования на 500 миллионов рублей закончился еще в декабре 2022 года, организация направила чиновникам несколько просьб продлить соглашение или забрать все, но письма остались без ответа.
Согласно решению о расторжении, подрядчик обязан вернуть аванс за невыполненные работы — больше миллиарда рублей. Генеральный директор «Адепта» Варлахин в разговоре со «Свободными» заверил, что компания вернет деньги, как только будут готовы все акты сверки.
По словам Варлахина, к моменту разрыва договора компания на 70 процентов завершила строительно-монтажные работы (восстановлены монолитные части, выполнена кирпичная кладка, внутри установлены перекрытия и перегородки, здание оштукатурено и местами его начали шпатлевать) и на 40 процентов — инженерные.
Как считает подрядчик, главная проблема реконструкции театра оперы и балета — в том, что до сих пор нет «адекватных» сметы и проекта. Когда стороны подписывали госконтракт, проект находился в стадии «П» — был готов документ, предназначенный для прохождения экспертизы. В дальнейшем на его основании должны были разработать рабочую документацию со всеми привязками, размерами и уточнениями. Но этого так и не произошло:
«В ходе работы пытались сделать «рабочку»: частично мы делали, частично включался авторский надзор. Это не оплачивалось, на общественных началах все было.
Потом выявились некоторые аспекты, которые потребовали захода в экспертизу для корректировки проектной документации. На это тоже денег не было, поэтому делали за наш счет. До конца проект не откорректирован».
Саша Найденова, ИА “Свободные новости”