75-летие Родиона Щедрина будет широко отмечаться в Москве и в Санкт-Петербурге.
“На самом деле, мой юбилей в течение года довольно масштабно отмечается по всему миру, но это – день рождения на родине. С одной стороны, мне приятно, что это могуче и красиво, с другой стороны – я немножко нервничаю”,
признался сам композитор.
Собственно в день рождения, 16 декабря 2007, Родион Щедрин собирается послушать, как Российский национальный оркестр исполнит его произведения в Большом зале консерватории, а затем отправится в один из столичных ресторанов вместе с друзьями и женой, Майей Плисецкой.
“Будем пить, гулять и веселиться. Все будет на высоком уровне – прямо культ личности.
В четверг вечером я отправляюсь в Малый зал Консерватории, где будут исполнять мои фортепианные произведения.
Несколькими днями позже в Большом зале Консерватории пройдет конкурс всех музыкальных школ Москвы, на котором дети будут исполнять мои произведения, а председателем жюри конкурса назначен профессор и известнейший пианист, Сергей Леонидович Доренский “,
– рассказал он.
Композитор признался, что подобный “культ личности” не вызывает у него протеста: юбилей, по его мнению, того стоит, тем более, что мужчины в России редко доживают до такого возраста.
“Держать себя в форме мне помогают несколько вещей. Неплохая генетика, почти 50-летняя семейная жизнь с Майей Михайловной (мы с ней в следующем году будем праздновать золотую свадьбу) и советы моего друга Владимира Леви”,
– утверждает Щедрин.
Музыкант объяснил, что уже много лет подряд, после того, как Леви излечил его от депрессий, следует советам этого врача.
“Например, чтобы привести себя в чувство, сразу после того, как почищу зубы, я отправляюсь на прогулку. Непременно переодеваюсь из партикулярного платья, даже если зашел домой только на 15 минут”.
Впрочем, Щедрин, по его собственному признанию, не прочь снять стресс и другими методами – небольшим количеством алкоголя и дружеской беседой.
Музыкой Родион Щедрин был окружен с самого детства. Его отец был одарен редкостными музыкальными способностями – “магнитофонной” памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. Сам композитор начал обучение музыке с Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, а затем продолжил его в Московском хоровом училище для мальчиков. В училище, в 1947 году, Щедрин получил свою первую премию за композиторскую работу.
В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета – фортепианный и теоретико-композиторский. Профессиональным пианистом Щедрин остается всю жизнь, с успехом выступая на концертной эстраде с исполнением своих технически нелегких произведений.
Свою жену, балерину Майю Плисецкую, Щедрин сначала не увидел, а услышал – в салоне Лили Брик. Она одной из первых в Москве купила магнитофон и стала коллекционировать голоса друзей дома. Однажды она предложила Щедрину послушать, как молодая балерина поет “Золушку” Прокофьева. Композитор, скорее из корректности, согласился, и был удивлен чистым прекрасным голосом. Тогда-то он впервые услышал имя Майи Плисецкой.
Окончательно балерина пленила композитора в тренировочном классе на репетиции балета Щедрина “Конек-Горбунок”. Здесь 25-летний композитор впервые увидел Плисецкую в тренировочном классе:
“Она была в очень эффектном купальнике. Тогда таких еще никто не носил. Я, как теперь модно говорить, “запал” окончательно… И Майя ответила мне взаимностью”.
Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года. Детей в этом браке не было – такова была великая жертва великой балерины. Но уникальный “брак по искусству” сохранился на всю жизнь. Все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой – и это целая балетная культура.
“Меня считают большим любителем балета. Но это не так. До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я – Майяман”.
Он признает:
“Если бы у меня жена была певицей, я бы написал много вокальной музыки, как великий норвежец Григ, у которого жена была певицей. Сколько он написал гениальной вокальной музыки для своей жены! Так что жанр диктует и твоя семейная жизнь”.
При окончании аспирантуры в 1959 году Щедрин имел в своем творческом активе балет “Конек-Горбунок” (1955), фортепианные сочинения, хоры, “Юмореску”, заражающая чисто щедринской “лукавинкой”. Благодаря таким пьесам в свое время стал даже складываться имидж Щедрина как воплотителя в музыке кипучей жизненной энергии, юмора, шутки. В таком тонусе звучала и ставшая широко известной песня Щедрина из музыки к кинофильму “Высота” (1957) – “Веселый марш монтажников-высотников”. Эти представления о композиторе неожиданно разрушила Первая симфония, с ее прорывом в суровую военную трагедию.
В 1960-е годы Щедрин создал самое исполняемое свое сочинение – балет “Кармен-сюиту”. Он написал свою знаменитую транскрипцию номеров из оперы Ж.Бизе “Кармен” за 20 дней, а Плисецкая станцевала балет около 350 раз. Майе Плисецкой посвящены и другие балеты Щедрина: “Анна Каренина”, “Чайка”, “Дама с собачкой”.
В 1968 году Щедрин как общественный деятель оказался в противоречивой ситуации: он отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Композитор вынужден был пойти на компромисс с властью – в виде оратории “Ленин в сердце народном”. Избегая помпезного тона, Щедрин использовал в своей оратории бытовую прозу – рассказ латышского стрелка, работницы завода, слова сказительницы М. Крюковой. Оратория к 100-летию В. И. Ленина настолько выправила официальное положение беспартийного автора, что за нее и оперу “Не только любовь” ему присудили Государственную премию СССР.
Долгое время – с 1973 по 1990 год – Щедрин возглавлял Союз композиторов России.
“Мало кто знает, скольким молодым талантам отверженным, гонимым властью, помог этот человек”,
– говорит Владимир Спиваков.
Значительной вехой в творчестве Щедрина стала опера “Мертвые души” по Н. Гоголю, на либретто самого композитора. 1981 год отмечен у Щедрина созданием сочинений по мотивам произведений Пушкина: “Строфы “Евгения Онегина”, ” Казнь Пугачева”.
К 300-летию со дня рождения И. С. Баха (1985) он написал сверхдлительное – на 2 часа 12 мин. – произведение “Музыкальное приношение”. С наступлением еще одной знаменательной даты – 1000-летия принятия христианства на Руси – связаны сочинения “Стихира на тысячелетие крещения Руси” и “Запечатленный ангел”.
В 1990-х годах композитор и М. Плисецкая уехали в Германию, в Мюнхен, но остались при этом российскими гражданами. Щедрин сохранил важнейшие свойства своего стиля – демократическую широту и русскую направленность тематики. Выбор музыкальных жанров стал иным: появилась одна опера – “Лолита”, зато необычайно расцвели концерты для солистов с оркестром – как результат контактов с крупнейшими музыкантами мира. Например, три значительных концерта – для виолончели, скрипки и альта – посвящены выдающимся современным музыкантам: Ростроповичу, Венгерову и Башмету.
На грани тысячелетий, в 1999 году, от Германии Щедрину поступило почетное предложение: написать оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена, знаковому сочинению для всей немецкой культуры. В этом же году Щедрин создал один из самых впечатляющих своих концертов – Пятый концерт для фортепиано с оркестром (посвященный финскому пианисту О. Мустонену). Благодаря заказу Питтсбургского симфонического оркестра возникла “Лолита-серенада” из музыки оперы.
70-летие композитора в 2002 году было отмечено великолепным фестивалем в Москве и Петербурге, продемонстрировавшим его неиссякающий потенциал в создании новых произведений (в числе российских премьер – Parabola concertante, “Концертная притча”). В Карнеги-холл прошла премьера симфонических этюдов для оркестра “Диалоги с Шостаковичем”. В Линкольн-центре в Нью-Йорке состоялась мировая премьера оперы Щедрина для концертной сцены “Очарованный странник” по повести Н. Лескова.
Щедрин и Майя Плисецкая по-прежнему живут “на три дома” – в Москве, Литве и Германии, – но о себе композитор говорит:
“Я русский человек, все мои корни здесь. Даже окажись я где-нибудь на Огненной земле – остался бы таковым”.
rian.ru, РИА Новости