16 апреля 2023 в Нью-Йорке в последний раз показали мюзикл «Призрак оперы». Спектакль шел 35 лет и стал самым долгоиграющим в истории Бродвея, а сборы за это время превысили 1,3 миллиарда долларов. Почему мюзикл решили закрыть и чем он запомнился московскому зрителю?
Показы «Призрака оперы» начались в Великобритании
В начале 1980-х композитор Эндрю Ллойд Уэббер и театральный продюсер Камерон Макинтош решили создать шоу для Бродвея. За основу они взяли роман Гастона Леру «Призрак оперы». Однако Уэббер и Макинтош долго не могли придумать, как рассказать историю на сцене. Тогда к работе подключились сценаристы Чарльз Харт и Ричард Стилго — они изменили текст под формат мюзикла.
Над костюмами и декорациями работала дизайнер Мария Бьернсон — она создала люстру весом несколько сотен килограммов, которая в конце первого акта пролетает над зрителями.
Также Бьернсон разработала дизайн маски Призрака, одной из самых узнаваемых деталей мюзикла. Изначально она закрывала все лицо актера и заглушала его голос. Бьернсон же переделала ее форму: маска стала закрывать только треть лица.
В 1985 году на Сидмонтском фестивале в Англии показали первый акт «Призрака оперы», на следующий год в Лондоне прошла премьера мюзикла. За нее авторы постановки получили одну из самых престижных театральных наград — премию Лоренса Оливье в номинации «Лучший мюзикл».
8 января 1988 года начались показы «Призрака оперы» в театре «Маджестик» на Бродвее.
Мюзикл показали в 183 городах
«Призрак оперы» быстро завоевал популярность в Нью-Йорке, и спектакль отправился на гастроли по другим городам США. Со временем актеры стали выезжать с шоу и в другие страны: в 1991 году «Призрака оперы» показали в Австралии, в 1994 году — в Канаде.
Издание New York Post тогда назвало мюзикл
«безупречным произведением музыкального театра»,
а Daily News описало постановку как
«зрелищное развлечение».
«Призрака оперы» начали переводить на другие языки. В 1988 году в Австрии прошла премьера мюзикла на немецком языке. Всего спектакль перевели на 17 языков и показали в 183 городах на шести континентах.
В России «Призрак оперы» установил рекорд по скорости продажи билетов
В 2013 году мюзикл привезли в Москву.
Роль Призрака досталась трем актерам — Дмитрию Ермаку, Ивану Ожогину и Андрею Школдыченко. В 2016 году за работу в «Призраке оперы» Ермак получил премию «Золотая маска».
Во время репетиций актеров отправили в Лондон на просмотр готовой постановки и в Париж, где они посетили Гранд-опера (сюжет спектакля разворачивается именно там). Также с ними встретились создатель мюзикла Эндрю Уэббер и правнучка писателя Гастона Леру.
Основательно к московской премьере готовили и площадку: мюзикл ставили в театре МДМ, и перед началом проката его переделали. Реконструкция здания шла на протяжении пяти месяцев. В итоге там установили 170 акустических систем и увеличили количество мест в зрительном зале до 1850.
4 октября 2014 года в Москве впервые показали «Призрака оперы», а уже через месяц он установил рекорд по скорости продаж билетов в России. Прокат мюзикла длился два года. В марте 2018 года в Кремлевском дворце прошел спецпоказ спектакля, приуроченный к 70-летию Эндрю Уэббера.
Сразу после Москвы «Призрак оперы» уехал в Париж, показы должны были стартовать осенью 2016 года. Костюмы и декорации привезли из России. Однако за несколько дней до первого спектакля в театре «Могадор» произошел пожар — пострадала большая часть сцены, а также сгорели декорации и костюмы.
Продюсер русскоязычной версии спектакля Дмитрий Богачев тогда рассказал, что премьера «Призрака оперы» в Париже перенесена:
«Премьера и прокат спектакля, очевидно, будут отложены на несколько месяцев в связи с работами по восстановлению. Творческая команда, актеры и музыканты будут распущены на время восстановительных работ».
«Призрак оперы» не пережил пандемию
В 2019 году театр «Маджестик» еженедельно тратил на спектакль около 850 тысяч долларов — в эту сумму входили выплаты артистам и другим сотрудникам, аренда театра, а также постоянный ремонт реквизита и декораций.
После начала пандемии в 2020 году эксплуатационные расходы выросли до 1 миллиона долларов в неделю. При этом на протяжении 18 месяцев театр «Маджестик» был закрыт и мюзикл не приносил доходов. После снятия ограничений поток посетителей так и не восстановился, и «Призрак оперы» стал убыточным.
В 2022 году представители спектакля объявили, что через несколько месяцев проведут последний показ мюзикла на Бродвее. Изначально датой финального выступления называли 18 февраля 2023 года. Однако после новости о закрытии «Призрака оперы» кассовые сборы снова выросли и последнее выступление перенесли на 16 апреля 2023.
Мюзикл еще покажут на сцене
Культовое шоу на Бродвее завершилось
«бурными овациями, тостами с шампанским и золотыми конфетти».
Главную героиню в последнем спектакле сыграла Сара Брайтман — 35 лет назад она была первой актрисой, которую выбрали на эту роль. На финальный показ «Призрака оперы» пригласили и других артистов, которые в разное время участвовали в мюзикле.
После спектакля на сцену вышел автор мюзикла Эндрю Ллойд Уэббер: последнее шоу он посвятил своему сыну, который умер в марте после долгой борьбы с раком.
Посетил последнее шоу и продюсер «Призрака оперы» Кэмерон Макинтош. На вопрос из зала о возвращении спектакля на сцену он ответил неоднозначно:
«За 55 лет работы продюсером я видел возвращение всех великих мюзиклов. “Призрак оперы” — один из них, поэтому это вопрос только времени».
Закрывают «Призрака оперы» только на Бродвее. Спектакли в Великобритании, Чехии, Швеции, Японии и Южной Корее продолжатся. Запустить шоу в 2023 году хотят в Китае и Италии, а Антонио Бандерас готовит новую версию мюзикла на испанском языке — на сцене ее покажут в 2024 году.
Петр Бузлаев, Snob.Ru