В самом деле, фамилия выдающегося дирижера говорит о его профессии едва ли не исчерпывающе.
Заглянем в чешско-русский словарь: naprava (с ударением на первом слоге) — навести порядок. Следовательно, отглагольное существительное с русским суффиксом: направник — наводящий порядок.
Но если бы только этим ограничивалась роль музыканта, управляющего сотней других музыкантов, то перед нами вырисовывалась бы фигура из знакомой поговорки: «Кто палку взял, тот и капрал», то есть капельмейстер в том узком смысле, что подразумевает роль координатора в ансамблевом исполнительстве.
Но Эдуард Францевич Направник был «совершенным капельмейстером» — этот термин знаменитого немецкого музыкального писателя, певца, дирижера и композитора Иоганна Маттезона расширяет рамки профессии. Совершенный капельмейстер еще и направитель игры оркестра, направщик — оба слова из словаря В. И. Даля.
Когда эти ипостаси профессии соединяются гармонично, рождается дирижер в современном понимании слова, следящий за чистотой и порядком в игре оркестра и одновременно направляющий музыкальный поток в ему одному ведомые берега — русло концепции, русло истолкования исполняемого опуса.
Эдуард Направник был еще и строгим оркестровым педагогом, содержавшим свой инструмент в чистоте и в состоянии высокой мобильности.
Феликс Моттль, знаменитый вагнеровский дирижер, приехавший дирижировать спектаклем «Тристан и Изольда» в Мариинском театре, после четверти часа знакомства с оркестром на репетиции захлопнул партитуру и сказал:
«Вы знаете эту музыку, я тоже ее знаю. Встретимся вечером».
Наутро после спектакля, имевшего оглушительный успех, Феликс Моттль поехал домой к больному Направнику, чтобы поблагодарить его за изумительные оркестр и всю оперную труппу Мариинки.
Памяти Эдуарда Направника будет посвящена музыкально-практическая конференция «Оперный спектакль как феномен современной культуры», которая пройдет 3 декабря 2017 в Мариинском театре в рамках Международного культурного форума в Санкт-Петербурге.
Иосиф Райскин, “Санкт-Петербургский Музыкальный Вестник”