“Cемь кругов ада”, “дискриминация собственных граждан” — так говорят музыканты о случаях на таможне. За год уже минимум третий раз артисты лишаются инструментов на границе.
На днях альт и скрипку изъяли у симфонического оркестра Московской филармонии, который возвращался после гастролей в Германии. О том, почему это происходит и как “слушателей отсекают от прикосновения к прекрасному”, — в материале РИА Новости.
Печать Минкульта — из подворотни?
“А может, вы этот паспорт в подворотне купили. Инструменты отправим на экспертизу”,
— так встретила альтистку симфонического оркестра Московской филармонии Елену Лаврскую Домодедовская таможня. Об этом она рассказала в соцсети.
У артистов оркестра Московской филармонии конфисковали инструменты на таможне в Домодедово
Всех оркестрантов попросили открыть футляры. Паспорта на альт и скрипку вызвали подозрения.
“Инспектор предъявил претензию: инструменту в 2019 году исполнилось 100 лет, вы были обязаны поменять документ”,
— объясняет Елена.
“На мою просьбу показать этот закон, ответили: “Такого нет, но на вашем примере обязательно появится”.
По ее словам, паспорта на инструменты обычно меняют раз в десять лет, на альт оформили в 2012 году.
Елена цитирует диалог с сотрудником таможни:
“— Раз закона нет, паспорт в порядке, я свободна?
— А кто вам сказал, что паспорт в порядке? Вот у вас печать какая-то странная”.“Печать Министерства культуры — как у всех. Это подтверждает, что инструмент культурной ценности не представляет”,
— уточняет Елена.
Альт застрял на 20 дней
Скрипка и альт не раз пересекали границу.
“Это инструмент 1919 года, советского мастера Тимофея Подгорного”,
— продолжает Елена.
“Я купила его в 2010-м, много ездила с ним по миру”.
Перечисляет страны: Сирия, Ливан, Алжир, Франция, Германия, Голландия, Великобритания, Япония, Китай. Это неполный список.
“Самое смешное, что 25 января меня выпустили из страны с альтом и паспортом на него, а 3 февраля не впустили”,
— удивляется она.
Заключение экспертов Лаврская на следующий день передала сотрудникам таможни. Но ей сообщили, что инструменты задержаны законно, в течение 20 дней проведут еще одну экспертизу.
“Ситуация странная, музыкантам вручили акт об изъятии инструментов. И никаких внятных объяснений. Даже юристы не понимают, как действовать без претензий таможенников”,
— говорит Наталья Сурнина, пресс-секретарь Московской филармонии.
“Совершенно точно артисты въезжали и выезжали с полностью оформленными документами, со всеми печатями. Почему два паспорта вызвали подозрения — неизвестно”.
Она подчеркивает, что руководство оркестра и филармонии делают все возможное, чтобы помочь музыкантам.
Штраф — больше миллиона
Это далеко не первый случай. В мае 2019-го у скрипача Николая Манагадзе Домодедовская таможня изъяла скрипку работы итальянского мастера XVIII века. Инструмент принадлежит Швейцарскому фонду и находится у музыканта в аренде.
Таможенники изъяли скрипку у потенциального участника Конкурса имени Чайковского
В декабре ему назначили штраф за “недекларирование либо недостоверное декларирование товаров” в 1,25 миллиона рублей.
Потом суд уменьшил сумму вдвое (если заплатить до 21 марта). Юристы подали ходатайство об отсрочке, но 6 февраля в ней отказали.
Суд уменьшил вдвое штраф скрипачу, пытавшемуся вывезти из России швейцарский инструмент
“Суд постановил вернуть инструмент после таможенного оформления”,
— объясняет Николай.
“Но моему адвокату сообщили в телефонной беседе: “Даже не пытайтесь, получите, когда оплатите штраф”.
Главный вопрос, по его словам, в каком скрипка сейчас состоянии.
“Для старого инструмента нужны определенные условия: влажность, температура”,
— отмечает Николай.
“А она уже десять месяцев хранится в аэропорту на складе вместе с какими-нибудь бананами”.
Семь кругов ада на таможне
Скрипач Петр Лундстрем рассказывает, что его педагог профессор Захар Брон и многие другие известные музыканты, приезжая в Россию с дорогостоящими инструментами, испытывают невероятные сложности, проходят “семь кругов ада” на таможне,
“где вынуждены находиться по четыре часа, объясняя, зачем и почему ввозят личную собственность в страну”.
Известная в музыкальном мире история: Захар Брон прилетел в Москву председательствовать в жюри телеконкурса “Щелкунчик”. Его ученица везла скрипку Гварнери дель Джезу. Стоимость инструмента — девять миллионов евро. Все документы были в порядке.
“Таможенники пришли в ужас, сначала вообще отказывались пропускать музыкантов. Потом попросили написать объяснительную”,
— описывает ситуацию Петр Лундстрем.
“Профессор согласился и предложил сделать это за свою ученицу. Но на таможне были непреклонны. Писать скрипачка должна была собственноручно и на русском языке”.
А она — китаянка.
В сентябре Новосибирская таможня задержала скрипку Михаила Симоняна. Заподозрили, что инструмент может представлять собой культурно-историческую ценность и для вывоза требуется специальное разрешение. Скрипка изготовлена в 2010 году.
Причины могут быть разные
“Мы на таможне предоставляем предмет и документы на него: паспорт, экспертное заключение Минкульта или разрешение на вывоз”,
— перечисляет гендиректор компании по перевозке предметов искусства Илья Волф.
“Если что-то вызывает недоверие, у таможенника есть единственный способ действий: передать на экспертизу и предмет, и документ”.
Сотрудники таможни сами не могут определить ценность музыкального инструмента.
“Почему они решили задержать инструменты артистов филармонии, сказать сложно”,
— рассуждает эксперт.
“Причины могут быть разные: ветхость документа, нечитаемая печать, ошибки…”
Он напоминает, что задача таможни — выявлять и пресекать контрабанду.
“К сожалению, ни на Шереметьевской, ни на Домодедовской таможне, насколько мне известно, нет помещений с условиями для хранения произведений искусства, музыкальных инструментов, которые требуют определенной температуры, влажности”,
— уточняет он.
“Но если по закону предписано задержать, таможенники обязаны это делать”.
Гастроли без штрафов
И эксперты, и музыканты сходятся в одном: таможенное законодательство о вывозе музыкальных инструментов требует серьезных доработок.
“Наносится серьезный удар по мобильности музыкантов, творческим связям между Россией и остальным миром”,
— говорит Петр Лундстрем.
“Многие артисты с мировым именем не берут с собой скрипки в Россию, а иностранные фонды не выдают уникальные инструменты тем, кто собирается играть здесь концерты. Слушателей отсекают от прикосновения к прекрасному”.
Артисты говорят, что должен быть ясный для всех свод правил, на которые можно было бы ссылаться. Также нужна некая либерализация таможенного кодекса по отношению к музыкальным инструментам.
Буквально за несколько часов до того как стало известно про ситуацию с оркестрантами АСО Московской филармонии, в Сети стартовал перформанс “Гастроли без штрафов”. К нему присоединились известные российские и зарубежные музыканты.
Светлана Баева, РИА “Новости”