
Вечером 11 мая 2019 сотрудники таможни в московском аэропорту Домодедово изъяли скрипку у Николая Манагадзе. Музыкант приехал в Москву на три дня для того, чтобы принять участие в акции “Бессмертный полк” и выступить с концертом в Московской консерватории.
Музыкальный инструмент, который заинтересовал таможенников, изготовлен в XVIII веке, принадлежит одному из крупнейших швейцарских фондов и действительно представляет собой значительную культурную ценность. Фонд предоставил эту скрипку в пользование гражданину России Николаю Манагадзе, на руках у которого есть набор документов, подтверждающих этот факт.
Во время одной из предыдущих гастрольных поездок с этим инструментом, скрипач обращался к сотрудникам российской таможни с информацией о том, что он ввозит на территорию Российской Федерации ценный музыкальный инструмент, а также с просьбой задокументировать временный ввоз скрипки в страну. Таможенники отказались оформлять нужные документы, сославшись на то, что по закону оформлять временный ввоз культурных ценностей следует лишь иностранным гражданам. И действительно, в тот раз проблем с таможней на выезде у музыканта не возникло.

Но вчера Николай Манагадзе был остановлен сотрудниками таможни в московском аэропорту Домодедово, которые потребовали у музыканта предоставить документ о том, что скрипка, которую он вывозит, не значится в Едином государственном реестре объектов культурного наследия РФ. Такого документа у скрипача не оказалось в связи с тем, что скрипка принадлежит швейцарскому фонду, а значит не относится к культурным ценностям Российской Федерации.
Артист предъявил официальные бумаги, подтверждающие этот факт. Однако сотрудники таможни проигнорировали предоставленные им документы и изъяли музыкальный инструмент, оформив, вместо акта об изъятии, акт отбора проб и образцов товаров. На просьбу Николая Манагадзе вызвать эксперта или представителя Министерства культуры сотрудники таможни ответили отказом, не пожелав при этом оформить этот отказ письменно.
Скрипки и виолончели, изготовленные в Италии в XVIII веке, наиболее высоко ценятся среди музыкантов из-за своих уникальных звуковых качеств. Их стоимость может доходить до нескольких миллионов долларов США. Не все артисты могут позволить себе приобрести подобный инструмент, в связи с чем широко распространена практика предоставления музыкантам для выступлений инструментов, находящихся в собственности у крупных фондов или состоятельных частных лиц.
В России ряд артистов выступает на инструментах, предоставленных Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов. В последнее время ряд частных лиц в России также практикует приобретение ценных инструментов с последующим предоставлением их в пользование тем или иным музыкантам.
По условиям страховки, которая оплачивается фондом-собственником инструмента, Николай Манагадзе не имеет права передавать скрипку третьим лицам. При продолжительном удерживании Федеральной таможенной службой России скрипки, которая принадлежит иностранной организации, реакция собственника может оказаться непредсказуемой. В худшем для музыканта случае фонд может потребовать вернуть инструмент, что нанесет серьезный ущерб планам музыканта.
Скрипач Николай Манагадзе подал заявку на участие в XVI Международном конкурсе имени Чайковского. Предполагается, что имена участников XVI Международного конкурса имени Чайковского будут объявлены завтра, во время пресс-конференции, в которой примут участие вице-премьер правительства России Ольга Голодец, министр культуры РФ Владимир Мединский и художественный руководитель – директор Государственного академического Мариинского театра Валерий Гергиев.
Конкурс имени Чайковского – один из крупнейших и престижнейших музыкальных состязаний в мире. Николай Манагадзе, разумеется, рассчитывает, что его допустят к участию. Однако в настоящее время он лишен возможности готовиться и к этому конкурсу, и к другим своим выступлениям.
К тому же, среди участников Конкурса наверняка будут и другие музыканты, кто либо владеет ценным инструментом, либо, как Николай Манагадзе, играет на хорошей скрипке или виолончели, предоставленной меценатом.
В таком случае действия российских таможенников, аналогичные тем, с которыми столкнулся Николай Манагадзе, могут привести к многочисленным скандалам во время и сразу после проведения Конкурса имени Чайковского.
На момент публикации этого материала пресс-служба Домодедовской таможни не ответила на запрос о комментарии от ClassicalMusicNews.Ru, а пресс-служба аэропорта Домодедово была недоступна для комментариев.
ДОПОЛНЕНИЕ: 13 мая 2019 редакция получила ответ от пресс-службы таможни аэропорта Домодедово:
Борис Лифановский, ClassicalMusicNews.Ru
Музыкант, журналист, продюсер, деятель Интернета. Издатель и главный редактор ClassicalMusicNews.Ru.
Окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского (2000) и аспирантуру (2002).
В 1999—2001 гг. играл в оркестре Мариинского театра, затем перешёл в оркестр Большого театра России, с 2007 г. солист оркестра. С 2010 по 2012 также работал солистом оркестра в МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Одновременно выступает как солист и ансамблист.
В качестве музыкального журналиста публиковался в газетах «The Los Angeles Times», «Московский комсомолец», «Русский телеграф», «Независимая газета», «Вечерний клуб», «Музыкальное обозрение» и др. В 2004—2006 гг. вёл авторскую колонку «Обертоны по вторникам».
Начиная с 1997 г., инициировал создание в русском Интернете ряд проектов, посвящённых академической музыке, первым из которых стал интернет-журнал «Московский музыкальный вестник» (до 2001 г.). В 2002 г. основал крупный сетевой проект Форум «Классика». В 2006 г. выпустил книгу «Интернет для музыканта» (ИД «Классика-XXI»).