«Моя душа занята музыкой. Я жажду научиться управлять ею. Но всегда что-то неумолимо ускользает от тебя, уходит за горизонт… И опять нужно покорять новые вершины, а годы уже не те»,
– признавался Лучано Паваротти в одном из интервью. Один из величайших теноров современности, «Золотой голос Италии», которого на его родине любовно называли «Большой Па».
6 сентября 2007 года он ушел из жизни.
Лучано Паваротти родился 12 октября 1935 года в итальянском городе Модена. После окончания школы в Модене начал заниматься вокалом в Мантуе. Наибольшее влияние на него как на певца, по его собственным заверениям, оказало творчество Карузо. Когда отец Лучано услышал первое выступление сына, то сказал:
«Мальчик, ты неплохо поешь, но ты – не Карузо. Так что перестань заниматься ерундой и осваивай серьезную профессию». Тогда Лучано сказал себе: «Да, есть Карузо. Но должен быть и Паваротти».
Его творческая карьера началась с победы на Международном конкурсе вокалистов в 1961 году и развивалась стремительно. В том же году он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Родольфо в «Богеме» Джакомо Пуччини. Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской опере и Ковент-Гарден.
В последующие годы он пел в Ковент-Гарден партии Эльвино в «Сомнамбуле» Винченцо Беллини, Альфредо в «Травиате» Джузеппе Верди, Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто». Партия Тонио в опере «Дочери полка» Гаэтано Доницетти, спетая в 1966 году, принесла Паваротти международную известность: он стал первым в мире тенором, спевшим все девять высоких до в арии «Quel destin». После этого его стали называть «королём верхнего до».
В том же году Паваротти дебютировал в Ла Скала, он исполнил партию Тебальдо в «Капулетти и Монтекки» Винченцо Беллини. Со временем певец стал обращаться к более драматическим ролям: Риккардо в «Бале-маскараде» Верди, Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Манрико в «Трубадуре» Верди, Радамес в его же «Аиде».
С 1971 года Паваротти регулярно пел на фестивале «Арена ди Верона», выступал на концертах, часто вместе с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом – известные концерты трёх теноров. Сам певец так говорил об их совместных выступлениях:
«Я не считаю себя лучшим тенором на сегодняшний день. Давайте не забывать имена гениальных Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. Я преклоняюсь перед их талантом. Считаю, что, только когда мы поем втроем, нас можно назвать лучшим тенором мира».
Певец участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья».
«Благодаря им нам удалось оказать помощь самым обездоленным людям, а это и было основной целью. Опера сама по себе не смогла бы привлечь столь широкую публику и спонсоров.
А теперь я получаю огромное удовлетворение, когда читаю письма, где написано: “Спасибо, Лучано, что ты меня приблизил к великой музыке. Я никогда бы в жизни не пошел в театр, если бы не услышал твой диск или не увидел твой спектакль на телевидении”. Вот тот результат, к которому я стремлюсь. Показать всем, что нет плохой или хорошей музыки и нет барьеров. Есть музыка, исполненная хорошо или плохо»,
– говорил Лучано Паваротти.
Он скончался на 72-м году жизни в своем родном городе Модена. Как отмечали итальянские газеты, церемония похорон была пышной и, одновременно, очень трогательной, «как будто с певцом прощались две его главные страсти: музыка и любовь». Сначала
“были тенора, но потом появился он,
– сказал итальянский режиссер Франко Дзеффирелли, принося свои соболезнования в связи с уходом из жизни великого тенора. Паваротти боготворил и преклонялся перед музыкой с паническим чувством преисполненного духом праздника. Его заслуга огромна, он единственный и неповторимый тенор в музыкальном мире».
Новости культуры