На страницах «Майнити симбун» сегодня появилась статья, посвященная японскому феномену необыкновенной декабрьской популярности «Девятой симфонии» Бетховена.
Автор статьи пишет, что в конце каждого года это произведение звучит по радио и телевидению, а также исполняется на концертах по всей стране, приобретя, таким образом, статус символа окончания года.
2 декабря в г. Осака состоялось ставшее уже традиционным 25-е предновогоднее исполнение «Девятой симфонии», являющееся самым крупномасштабным концертом академической музыки во всей Японии. В пении «Оды к радости» принял участие любительский хор, состоящий из 10 тысяч человек.
Репетиции велись в течение трех последних месяцев. В ставшем юбилейном концерте приняло участие и 80 «ветеранов», которые регулярно входят в состав хора, начиная с самого первого исполнения 25 лет назад. Один из них, служащий компании г. Нисиномия (преф. Хёго) 58-летний Ясуда Харуо делится в восторге своими впечатлениями:
«Эта музыка воспламеняет мою душу. Не могу представить себе окончания года без того, чтобы не спеть Девятую!»
Любовь японцев к «Девятой симфонии» не знает аналогов во всем мире. По данным статистики, в декабре прошлого года произведение было исполнено на концертах по всей стране 71 раз, общее количество слушателей составило 117 тыс. человек, а на выручку от реализации билетов на эти концерты пришлось 18% от совокупного объема продаж билетов на концерты академической музыки в этом месяце. Генеральный секретарь «Лиги оркестров Японии» (в которую входят 27 коллективов) Дэгути Сюхэй отмечает:
«Популярность «Девятой симфонии» в Европе значительно меньше, чем в Японии. Европейские дирижеры приходят в изумление от количества ее исполнений здесь».
Причины всенародной японской любви к сочинению Бетховена анализирует Судзуки Тосихиро в своей книге «Девятая симфония и японцы» (1989).
По его мнению, смене года в японской культуре традиционно придавалось особое значение. Поэтому жизнеутверждающая и настраивающая на оптимистический лад «Девятая симфония» как нельзя кстати подходит к подготовке к встрече нового года и началу нового витка жизни.
Также автор отмечает, что эта музыка воплощает в себе универсальные идеалы любви, человеческого единения и мира, к которым тянутся японцы в нашу тревожную эпоху.
Дирижировавший 10-тысячным хором Садо Ютака, объясняя популярность симфонии, подчеркивает прежде всего величие самой музыки:
«Шедевр, не превзойденный за всю историю музыки. Силой творческого гения Бетховена эта музыка из Германии насквозь прошла земной шар, достигнув Японии».
Согласно упоминавшейся уже книге Судзуки, начало традиции исполнения «Девятой симфонии» накануне Нового года было положено в 1947 г. Японским симфоническим оркестром (ныне Симфонический оркестр NHK).
Успех этого концерта способствовал регулярному ее исполнению в последующие годы, к которому присоединились и многие другие оркестры страны. Примечательно, что в отличие от оркестров, состоящих из профессиональных музыкантов, хор при исполнении «Девятой симфонии», как правило, был и продолжает оставаться любительским.
mainichi.jp