В структуре расходов федерального бюджета на 2017 год суммарные затраты на оборону, правоохранительную систему и содержание государственного аппарата приблизились к 30%.
При этом расходы на культуру как всегда составили 0,5%.
Только для «Деловой Репутации»: Даниил Крамер – о том, почему культура не должна ходить с протянутой рукой.
Сравнение обратного смысла
Во многих странах мира, которые мы считаем развитыми, культура кормит государство, а не наоборот. И будь здоров, как кормит!
Как сделать, чтобы культура не была падчерицей и нищенкой с протянутой рукой? Необходимо менять систему взимания налогов и законодательство о спонсорстве и благотворительности.
При дефицитном бюджете у власти регулярно возникает соблазн «залезать кому-нибудь в карман», и культура в этом ряду стоит одной из первых. При этом я убеждён, что культура способна приносить России доходы большие, чем продажа нефти. Только не сразу, а постепенно.
Культура умеет делать это несколькими способами. Здесь, правда, в обратном смысле, её можно сравнить с водкой. Продажа водки даёт моментальный доход и отсроченные убытки, которые в несколько раз превышают моментальные доходы, – это падение ВВП, снижение производительности труда, качества производства, увеличение расходов на медицинское обслуживание и рост смертности.
С культурой же происходит всё наоборот – мы видим немедленные затраты, но не видим быстрые доходы. Они отложенные во времени, но зато многократно будут превышать вложения. Культура способна влиять на интеллект нации и может менять отношение людей ко всему.
Простой пример – культура вождения автомобиля. Тут прямая зависимость – меньше аварий на дорогах, расходы на содержание полиции сокращаются. Власти должны понимать, что культура является одним из трёх столпов, формирующих цивилизацию. Второй столп – это образование, третий – сочетание первых двух. Всё остальное – это надстройки!
Даниил Крамер: «Культурой нельзя управлять, но можно на нее влиять»
Сформированное «национальное желание»
Минувшей осенью на канале «Общественное телевидение России» вышла моя авторская программа «Истинная роль» – о решающем значении культуры в социуме, в обороне, в экономике и в манипуляциях людьми.
В то же время я рассказываю о способах защиты от манипуляций в общении с государством. Когда человек начинает верить любым «красивым костюмам, честным глазам и статусу» людей с экранов «первых кнопок», в обществе возникают проблемы типа «МММ».
Однако культура и образование дают нам знания, а их сочетание рождает критическое мышление и повышает сопротивляемость к манипуляциям. В их отсутствие формируется лишь толпа. Но толпа этого не знает, и ей вы не объясните, что она – толпа. Толпа – это обязательный элемент для того, чтобы государство обладало управляемостью.
Мне – музыканту, индивидуалисту – эта мысль невыносима. Поэтому для тех, кто не пожелает быть толпой, я выхожу в эфир. К сожалению, большинство из нас желает быть толпой, потому, как за редким исключением, мы делаем только то, что хотим. В этой ситуации в действие вступает государство, формирующее «наше хотим», и мы даже не догадываемся, что это «наше хотим» уже сформировано.
Именно это и называется «сформированным национальным желанием». И его опять же формирует культура. Когда культура сформирована на русском шансоне, то не надо спрашивать, почему у нас больше миллиона россиян сидят в тюрьмах.
Если наше образование переходит в тестовое, то не надо спрашивать, почему из наших школ выходят зубрилы и «офисный планктон», у которых креативность близится к нулю. Креативность воспитывается! Как, впрочем, воспитываются умение анализировать и предвосхищать развитие событий хотя бы на три хода вперёд, потому что природная предрасположенность – нечастый частный фактор.
Все эти качества воспитывает тоже культура, как воспитывает корреляцию в работе мозговых полушарий. Поэтому работа Министерства образования страны мне напоминает целенаправленную диверсию против государства.
Это не реформа, когда в момент разрушается то, что воспитывалось десятилетиями, и я здесь вынужден становиться чуть ли не на сталинские позиции и
«вести поиск иностранных шпионов, желающих разрушить нашу державу».
Даниил Крамер: «То, что делают с нашим образованием, – диверсия против страны»
«Хотелки», превращённые в защиту
Если же говорить без иронии, то в «Истинной роли» я выступаю с позиции «не могу молчать!», рассчитывая на то, что меня услышат те, кто правит, и те, кем правят, чтобы помочь им сориентироваться. Мы должны уметь соображать и сами решать свои судьбы.
Понятно, что я не питаю особых иллюзий в отношении этой телевизионной трибуны – жила Россия без моей передачи и будет жить дальше. Но мне будет жаль. Потому что у нас ещё сохраняется шанс «подправить» хотя бы несколько людских судеб.
Кто-то иначе отнесётся к воспитанию детей, и тогда чуть меньше совершится преступлений. Может быть, родится изобретатель, которого не загубят «Владимирским централом» в прямом и переносном смысле, а воспитают на музыке Моцарта или Бетховена.
По статистике, только 15-20% людей от совершения преступления удерживает страх наказания. Значит, подавляющее большинство из нас не обращает внимания на законы и полицию. Полиция не поможет до тех пор, пока мы сами не захотим измениться.
И сама полиция – это тоже люди, внутренний стрежень которых формируют всё те же культура, образование и их сочетание. Затем над этим фундаментом надстраивается вера и убеждённость. Путь даже атеистическая, потому что неверие в Бога тоже является верой.
Повторюсь, что наши «хотелки» формируют желания. От их качества зависит жизнь нации, всего государства, и культура играет в этом главенствующую гигантскую роль! Прописные истины, скажете? Да, но, к сожалению, не все это видят и понимают.
Как я до сих пор не понимаю феномена превращения Германии в нацистскую империю. Как эту гениальную, работящую, аккуратную и до сентиментальности добрую нацию превратили в «машину», отправившуюся убивать миллионы людей? Это лишний раз доказывает то, на что способна культура, базирующаяся на идеологии вместе с манипулированием массами.
Что же тогда получается? На 100% культура не защищает человека? Значит, нам нужно обладать «хочу», способным превращаться в «не хочу»: не хочу подчиняться манипулированию, не хочу быть толпой и не хочу, чтобы мной управляли! Поэтому в любом случае культура, образование и их сочетание выстраивают защиту от манипулирования и укрепляют личную безопасность человека.
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/iskusstvo-ne-tabletka-ot-golovnoy-boli-kotoraya-deystvuet-za-pyat-minut/
Семья без кивка на школу
На мой взгляд, отношение к ценности своей и чужой жизни воспитывает семья. Семья – это люди, от которых зависит, как они это объяснят и как покажут на собственном примере. Тут не надо кивать на школу.
Школа продолжает дело родителей, и если в семье при каждом удобном случае отпускаются вопли и унижения в адрес ребёнка, то из него, скорее всего, вырастет неврастеник, преступник или алкоголик.
Когда нам со всех телеканалов по вечерам «текут» в эфире многочисленные ток-шоу, где никто не слушает друг друга, а все перебивают и орут, называя происходящее «интересным динамичным форматом», то не надо удивляться, почему целый пласт населения не способен выслушать, понять другого человека, глубоко мыслить, чувствовать и сопереживать.
Что касается роли учителя, она пока остаётся основой государственного устройства. Учитель воспитывает человека, а значит, доходы государства либо его убытки. Но если вдруг сделать учителя коррупционером, то мы получим коррупцию в масштабах всей страны.
Свобода воли, не нуждающейся в объяснении
У Булгакова в «Собачьем сердце» мне нравится сцена, где непрошеные гости, покидая квартиру профессора Преображенского, бросают ему: «Вас надо расстрелять!» – «Но почему?» – спрашивает изумленный Филипп Филиппович. – «Потому что вы не любите пролетариат!» – «Да, я не люблю пролетариат», – заключает профессор.
Это очень глубокая сцена, страшная при сталинизме. Она говорит о том, что у человека существует свобода воли, не нуждающейся в объяснении. Эта свобода буквально убивает идеологию коллективизма и управляемой толпы.
Помните у Аркадия Райкина:
«Я за интим, но чтобы вокруг стоял коллектив!»
Это же не что иное, как лишение человека свободы воли. Причём тогда, когда он не понимает, что его лишают этой свободы воли и формируют его «хочу». Идеология свободной воли входит в страшное противоречие с идеологией коллективного мышления, управляемой толпы, разрушая «подошву» в пирамиде такого государства.
Благим матом о литературе
Я не смог бы стать тем, кем стал, без хорошей литературы и живописи. В детстве меня учили читать книги, и в «Истинной роли» я благим матом ору, что сегодня в нашей школе детей не учат читать.
В чести сейчас «сюжетная литература», когда о «Войне и мире» можно обмолвиться буквально в двух словах:
«этот роман рассказывает о войне и мире».
Когда через рассказы жены и посещение выставок я познакомился с живописью, узнал, как положены краски или темпера на холсте, когда научился разглядеть эффекты и образность, понял, что такое композиция, то вскоре обнаружил, что начал играть по-другому.
Так же происходит и с музыкой. Когда ты слушаешь сонату Бетховена, твоё мировоззрение, интеллект и отношение к жизни может радикально измениться. Причём объяснить механизм этих изменений и воздействия я не могу.
Но такой человек с «изменённым сознанием» будет по-другому работать, иначе относиться к жизни. Вряд ли он будет убытком государства. Скорее всего, он станет его доходом.
Поэтому в очередной раз я заклинаю, что в основу человека заложены культура, образование и их сочетание. Куда ни кинь, куда ни копни глубже, мы упираемся в эти три цивилизационных столпа. И какова культура, такова и цивилизация, и никак не наоборот…