Более 60 тысяч человек в год переступают порог старейшего в мире музея Иоганна Себастьяна Баха в его родном городе. Большинство из них не знает, что это, увы, не родной дом великого композитора.
Величайший из немецких композиторов Иоганн Себастьян Бах после своей кончины в 1750 году на долгие годы был почти забыт.
Первая подробная его биография вышла лишь спустя полвека. А возрождение широкого интереса к его творчеству началось лишь в середине 19 века.
Но к концу столетия оно переросло в подлинный культ, и зашел вопрос о создании музея Баха. Сегодня таких музеев даже три: в Лейпциге, Кётене и Айзенахе. Айзенахский – старейший и до сих пор самый посещаемый. Каждый год десятки тысяч людей приезжают в тюрингский город, где родился Бах.
“Семейный профсоюз” Бахов
“Все Бахи жили в Айзенахе”, – это простую рифму в состоянии запомнить даже самый нерадивый школяр.
Действительно, старинный тюрингский город (его первое упоминание в летописях относится к 1180 году) на протяжении двух веков был, так сказать, “штаб-квартирой” разветвленного музыкального рода Бахов.
Великий Иоганн Себастьян, весьма неравнодушный к истории своего рода, даже составил семейную хронику, в которой писал:
“Родоначальника фамилии звали Фейт Бах. По профессии он был пекарь. Жил в венгерском городе Пресбурге. Но когда в 16 веке эту местность охватили религиозные волнения, он был вынужден уехать оттуда в поисках другого пристанища. С тем имуществом, которое ему удалось спасти, он отправился в Тюрингию, где надеялся обрести покой и полную безопасность”.
От булочника, про которого известно, что он хорошо играл на цитре и скрипке, пошла музыкальная династия Бахов. В своей хронике Бах упоминает о 53-х членах семьи, так или иначе связанных с музыкой: они были канторами, церковными органистами, городскими музыкантами. К концу 17 века – времени рождения Иоганна Себастьяна – буквально все музыкальные должности в Тюрингии занимали представители семейства Бахов.
Раз в году, как правило, в Айзенахе, проводился родовой “съезд”, на котором не только обсуждались дела семейные (например, устройство сирот и помощь вдовам), но также распределялись должности и заказы. Словом, семья функционировала как первоклассный профсоюз.
Где эта улица, где этот дом?
Иоганн Себастьян родился 21 марта 1685 года в Айзенахе, где его отец, Иоганн Амброзиус Бах (JohannAmbrosiusBach), служил придворным и городским музыкантом – “штадтпфайфером”.
Его профессиональные обязанности были весьма широки. Так, ему предписывалось ежедневно трубить с башни ратуши, по воскресеньям осуществлять сопровождение церковной службы, а также играть в придворной капелле. Однако основной доход приносила работа на свадьбах, крестинах и других праздниках.
Рано осиротев, Иоганн Себастьян уже в 10 лет покинул родной город, отправившись на обучение к старшему брату. Тем не менее он до конца жизни считал себя айзенахцем и подписывал официальные письма латинским “Bachusisenacus”, то есть “Бах из Айзенаха”.
Прожив 25 лет в Лейпциге, он так и не стал гражданином этого города, оставаясь официально “бюргером Айзенаха”. Словом, у Айзенаха есть все поводы считать Баха “своим”.
“Долгие годы, в частности, во времена ГДР, об этом не говорили официально. Но сегодня мы вынуждены признать: здание, в котором расположен наш музей – это не родной дом Баха”,
– разводит руками директор музея Йорг Ханзен.
О том, что старинный бюргерский дом, приобретенный для музея на собранные по подписке средства, не был “домом Баха”, узнали приблизительно в 1927 году – спустя двадцать лет после открытия музея.
Собственно, когда началась большая слава Баха, никто уже не знал, в каком именно доме он родился. Было известно, что крещен он был в церкви Св.Георгия (Georgenkirche), а значит, родился где-то по соседству.
Позже, когда были найдены старинные налоговые ведомости, удалось установить, что Бах родился в доме, который стоял примерно в ста метрах от музея и был, увы, снесен в середине 19 века за ветхостью.
От двери до органа
В музее Баха с большой любовью и тщанием восстановлена обстановка, какой она могла быть в доме композитора в его детстве. Для этого на протяжении десятилетий собирались оригинальные предметы интерьера, мебель и, конечно, музыкальные инструменты: старинные скрипки, гобои, челесты, валторны и настоящий тюрингский орган 1650 года постройки.
“А это был любимый инструмент Иоганна Себастьяна. Это аналог современного электропианино”,
– говорит директор музея Ханзен и показывает на небольшой дорожный клавесин весом всего в 15 килограммов.
Особая гордость музея – “дверь Баха”. Это подлинная дверь, некогда закрывавшая вход в лейпцигскую квартиру Баха. Сегодня она соединяет основное и новое здания музея.
Новое здание было открыто в 2007 году, и сегодня представляет собой некий гибрид мультимедийного выставочного пространства и концертного зала. Сев в мягкое кресло, здесь можно с наслаждением погрузиться в музыку Баха. И вопрос о том, “настоящий” ли это дом или нет, кажется совершенно неважным.