Виолончелистка Анастасия Ушакова в своем телеграм-канале поделилась своим опытом поступления в Московскую консерваторию год назад. Вступительные экзамены вновь не за горами и нам показалось, что многим нашим читателям будет интересно ознакомиться с этим материалом.
С момента моего поступления в Московскую консерваторию прошло чуть меньше года — я заканчиваю первый курс факультета исторического и современного исполнительского искусства. За это время я успела почувствовать себя частью большого консерваторского сообщества, закрыть полторы сессии (вторая в процессе) и, конечно же, ответить на несколько вопросов о поступлении.
Ближе к июлю месяцу таких вопросов становится все больше — и именно поэтому я решила объединить все ответы в эту статью. Безусловно, у каждого факультета и направления свои особенности, здесь я делюсь исключительно своим опытом. Итак, поехали.
Поступление в Московскую консерваторию
Специальность
Не секрет, что специальность — это ваш главный фокус внимания и при поступлении, и во время обучения. С педагогом по специальности важно познакомиться заранее, и, по возможности, взять у него несколько уроков.
К своему профессору я пришла вместе со своим педагогом из ЦМШ… в общем, не помню, когда именно, но в апреле мы уже занимались. Если вы поступаете на ФИСИИ это особенно важно – вам предстоит играть барочную специальность и, в идеале, именно новый педагог должен дать вам произведения и выучить их с вами в правильной манере.
Скажу, наверное, очевидную вещь — чем милее и уступчивее вы со своим новым педагогом, тем лучше. Если он говорит играть так – значит играйте именно так, если говорит переучить аппликатуру – переучивайте. Даже если вы самый великий концертирующий музыкант или звезда училища, приходя к новому педагогу помните, что Московская консерватория видела многое, и равняет она всех. Вариант «я великий, сочтите за честь и не мешайте» не работает. Проверено моими недальновидными коллегами, к сожалению.
Кстати, ещё такой момент — если вы думаете, что из ЦМШ / АМУ автоматически «перетечете» к своему же педагогу в консу, вы можете ошибаться. Этот момент очень важно проговорить отдельно и если вы хотя бы чуть-чуть не уверены в педагоге – поищите дополнительные варианты. В противном случае, в консерваторию вы можете просто не попасть. Это моими коллегами тоже проверено.
Постарайтесь установить максимально тёплый и доверительный контакт с новым педагогом и расспросите у него всё, что интересует касательно вступительного экзамена. Важны нюансы — например, слушают ли целиком или в каком порядке лучше играть. И, самое главное, ничего не бойтесь – поступление в МГК лишь очередное небольшое испытание на пути к вашим амбициозным целям.
Коллоквиум (собеседование)
Обычно этот экзамен идёт после специальности и его многие боятся — спросить могут все что угодно, за что ставят баллы непонятно и чего вообще ожидать?
На сайте консерватории в разделе «поступление» написано, что примерно могут спросить. Советую, прежде всего, выучить информацию об исполняемых на специальности произведениях — годы написания, историю создания, какую-то информацию о композиторах. Мне, например, вообще задали вопрос «Какие виды искусства вам нравятся помимо музыки?». Поэтому если есть какие-то знания и предпочтения – можете ими блеснуть.
Если вы хорошо сыграли специальность, педагог вас «хочет» и вы не совсем обделены интеллектом – проблем на коллоквиуме быть не должно. Однако, я все равно советую освежить в памяти курс музыкальной литературы и подучить, что, когда и как писалось для вашего инструмента.
Гармония и сольфеджио
Экзамен по теории (во всяком случае у струнников) состоит из диктанта, задачи и устной части, в которую входит игра модуляций, гармонический анализ и цепочка. На этом экзамене очень многих «срубают», поэтому советую подготовиться получше.
Предвосхищая все вопросы — если вы полный бездарь в теории, поступить в консерваторию реально. Просто подготовку следует начинать заранее, с хорошим педагогом и серьёзным настроем.
Педагог из приёмной комиссии (пусть даже и не по вашему инструменту) — безмерное счастье, потому что он лучше других знает специфику. Но достать номер такого преподавателя возможно только по связям и, к сожалению, занятия с ним вам могут ничего не гарантировать.
Если вы из Петербурга — приготовитесь к тому, что всё называется немного иначе и, желательно, позанимайтесь с московским педагогом хотя бы несколько раз. Это же касается и студентов из других регионов — зачастую «очень хороший преподаватель» из вашего города может просто не понять всех нюансов. К тому же, уровень подготовки по гармонии в регионах обычно ниже столичного. Это тоже стоит учитывать и начать заниматься заранее.
В эпоху интернета вполне возможно заниматься через интернет. Поэтому, если вы из региона, используйте возможности своего компьютера по максимуму.
На экзамене по гармонии никого не валят, но знать нужно хорошо. Игра модуляций, цепочки, диктант, задача — это просто навыки, которые нужно отработать. Модуляцию написать и зазубрить в разных тональностях, все остальное тоже тренировать чуть ли не ежедневно. Только так вы сможете реально поступить и, самое главное, выжить на первом курсе, когда начнутся авторские курсы по гармонии уже консерваторского уровня.
Русский язык и литература
По русскому языку вам предстоит написать изложение, а по литературе есть абсолютно конкретные билеты. Насколько я знаю, они примерно одинаковые каждый год и в ЦМШ, например, нам их давали. Если я найду, могу поделиться с каждым, кто напишет в личные сообщения.
Литературу и русский принимает несколько педагогов, но занимаются все с двумя – семейной парой. Один из них преподает русский, а другой литературу. Насколько я знаю, они дают очень ценные, помогающие на экзамене конспекты. Лично я с ними не занималась, готовилась своими силами и сдала литературу на 100 баллов, а русский язык на 70. Но с билетом по литературе мне, прямо скажем, очень повезло.
Обычно экзамены по русскому и литературе последние, поэтому уже примерно виден расклад. Тем не менее, сыграв специальность не так удачно, вполне можно «выехать» на этих предметах. У скрипачей оркестрового факультета, например, каждый балл на вес золота.
Предвосхищая очередной вопрос — если вы не читали всю эту литературу, сдать вступительный экзамен по ней вполне реально. Я не читала почти ничего и моими союзниками стали YouTube-канал Константина Мельникова, его же Boosty и десяток чашек кофе :))
***
Подводя итог всего вышесказанного — сдать вступительные вполне реально, если реально к ним готовиться. Занятия с педагогами из приемной комиссии возможны по всем дисциплинам, однако поможет это только с точки зрения знаний (просто потому, что с ними занимается 100500 абитуриентов каждый год).
Побольше общайтесь с другими абитуриентами, это очень важно. Они и подсказать что-то могут, да и в целом переживать такое испытание вместе легче и приятнее. Заведите как можно больше знакомств с педагогами, выпускниками, ассистентами, студентами — они абсолютно точно вам пригодятся.
Я очень надеюсь, что мои советы и опыт хотя бы немного, но помогли вам приблизиться к мечте – учебе в Московской государственной консерватории. Учебный процесс действительно, очень интересный и вы точно не пожалеете. Но об этом в другой раз.