14 ноября 2022 года в 19.00 на сцене Белого зала Санкт-Петербургского Политехнического Университета состоится первое в России исполнение кантаты Сезара Франка «Rébecca».
Эту взволнованную и предельно искреннюю музыку исполнят Молодёжный хор «Полигимния» СПбПУ, ансамбль «Петербургского нового хора», Камерные хоры «Ars Longa» и «РАДИО» в сопровождении Молодёжного камерного оркестра «Festivo».
В программе концерта также прозвучит «La Petite suite» Клода Дебюсси, последователя Сезара Франка. Музыканты «Festivo» исполнят эти полные очарования пьесы под управлением замечательного дирижёра — Владимира Баранова.
Предстоящий концерт приурочен к юбилеям композиторов и станет отличным подарком для избирательной петербургской публики.
Чему же посвящён сюжет кантаты Сезара Франка «Rébecca»?
Состоящая из шести частей кантата представляет из себя, по выражению самого автора, «библейскую сцену», которая начинается с хора девушек, воспевающих красоту окружающего пейзажа. Далее пред нами предстаёт Ребекка (Ревекка) – главная героиня произведения, которая вместе с хором молится Господу. Интересен своим восточным звучанием продолжающий сцену хор погонщиков верблюдов, составляющих караван другого героя кантаты – Элиазара.
Элиазар – это слуга Исаака, который отправился на поиски супруги для своего господина в родные земли Авраама – отца Исаака. В четвёртой части кантаты мы слышим трепетное обращение Элиазара к Господу с просьбой о том, чтобы тот помог ему найти достойную Исаака девушку.
В городе Нахора у колодца караван Элиазара встречает Ребекку. Именно она предлагает путникам утолить жажду и «остановить свой путь». Элиазар, тронутый приветливостью и добросердечностью девушки, считает это посланием Господа и видит в Ребекке будущую жену Исаака. Завершает кантату общий хор, прославляющий Всевышнего.
Сезар Франк – французский композитор и органист бельгийского происхождения.
«… Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души. Почти все, кто приближались к Франку, испытали на себе его неотразимое обаяние…» (Ромен Роллан)
На первых страницах «повести» о Франке нет ничего, выходящего за пределы обычной биографии музыкально одарённого ребёнка. Отец готовил его к карьере пианиста-виртуоза, любимца публики.
Франк терпеливо и настойчиво преодолевал трудности навязанной ему профессии, пока в середине 1840-х годов окончательно не разорвал отношения с отцом.
Рубежом в биографии композитора оказался важный для истории Франции 1848 год — отказ от концертной деятельности ради композиторского творчества, свадьба с Фелисите Демуссо, дочерью актеров театра французской комедии.
Необходимость обеспечивать семью вынуждала композитора постоянно заниматься частными уроками. Он не смог позволить себе отказаться от этой ежедневной изнуряющей работы до конца дней и даже получил травму от толчка омнибуса на пути к одному из своих учеников, которая впоследствии привела к его кончине.
Франк поздно получил признание как композитор, хотя именно это считал основным делом своей жизни. Первый успех ему довелось испытать лишь в 68 лет, мировая же слава пришла к Франку только после смерти.
Несмотря на непростую жизнь, Франк всегда писал музыку значительную и благородную, полную высокой идеей, насыщенную звуковым очарованием, красотой и одухотворенностью.
Огромно творческое влияние Франка на французскую музыку конца XIX и начала XX веков. Благодаря ему новое развитие получила симфоническая и камерная музыка, пробудился интерес к оратории, причём Франк дал ей лирико-драматическую трактовку. Наконец, Франк сильно расширил возможности музыкально-выразительных средств, особенно в области гармонии и полифонии.
Но что самое важное — своей музыкой Франк утверждал нерушимые моральные принципы художника-гуманиста, убежденно отстаивавшего высокие творческие идеалы.
Клод Дебюсси посещал органный класс Сезара Франка. Личность композитора произвела на него большое впечатление и вот как он отзывался:
«Я хотел бы лучше запечатлеть образ С. Франка, чтобы каждый читатель смог унести в своей памяти точное воспоминание о нем. Среди потока различных преходящих событий необходимо найти время подумать о больших музыкантах и, особенно, заставить подумать о них других…
Вообще говоря, много писалось о гении Франка, но ни разу не сказали о его уникальном простодушии. Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой настолько неистерпимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость событий.»
Пресс-служба проекта