Свой 232-й сезон Большой театр открывает 5 октября премьерой – “Пиковой дамой” Чайковского в постановке Валерия Фокина.
“Дебютант” – лауреат четырех Государственных премий России – обещал либретто (а за ним и оперную партитуру) вслед за глубоко им чтимым Мейерхольдом не кромсать, с дирижером-постановщиком Михаилом Плетневым “следовать” за музыкой.
Кстати, для Плетнева это тоже дебют – на оперной сцене. Тандем, усиленный художником-постановщиком Александром Боровским и хореографом Сергеем Грицаем, обещает непредсказуемый результат. Тем более что “Пиковая дама” – история абсолютно фокинская: этот режиссер знает толк в постижении мистических сюжетов. Кафка, Гоголь и Достоевский – в ряду излюбленных авторов.
“Пиковая дама” с её петербургским мороком – в этом кругу. И как “вычитает-выпоет” эту историю режиссер, особенно интересно. Графиню (в числе других исполнительниц) репетирует Елена Образцова, Германа – Роман Муравицкий и Бадри Майсурадзе. Лизу поют две молодые звезды – Татьяна Моногарова и Екатерина Щербаченко.
Ну а следующей не менее интригующей оперной премьеры придется ждать до весны. “Кармен” Ж. Бизе, ставившуюся в Большом семь раз, выведет на сцену еще один дирижерско-режиссерский альянс европейского уровня – Юрий Темирканов – Дэвид Паунтни.
Причем с разговорными диалогами в том первозданном виде, в каком более 130 лет назад опера провалилась в Париже на сцене Опера Комик, по заказу которой была написана.
А до этого (20 и 21 октября) Большой театр принимает в своих стенах “Кармен” из Риги, в рамках гастролей Латвийской национальной оперы, которая (17 и 18 октября) представит в российской столице еще одну “женскую историю” – “Леди Макбет Мценского уезда” Шостаковича.
Первой балетной премьеры тоже остается ждать недолго: “Урок” Ж. Делерю по пьесе Ионеско в постановке датчанина Флеминга Флиндта с бенефисной партией безумца-учителя, в которой девять лет назад в вечере “Новогодних премьер” блестяще выступил Сергей Филин.
Это один из пятерых звездных участников проекта “Короли танца”, в рамках которого и состоится премьера. Итан Стифел, Анхель Корейя, Йохан Кобборг, Николай Цискаридзе и упомянутый Филин представляют ведущие мировые танцевальные школы – американскую, испанскую, датскую и русскую.
С 28 по 31 октября артисты будут танцевать хореографию Ролана Пети, Нильса Кристи, Тима Раштона, Стентона Уэлша. А Кристофер Уилдон, уже ставивший для Большого театра, подготовит эксклюзивный балет с этими всемирно признанными танцовщиками.
В течение сезона поклонников Терпсихоры ожидают еще две премьеры. Первая из них – “Сильфида” Х. Левеншелля, призвана возвратить зрителей XXI века к истокам классической хореографии.
Свою версию, быть может, наиболее утонченного и изысканного романтического балета предложит один из ярких представителей датской школы Йохан Кобборг, чей танец отличает блистательная “мелкая техника”, необходимая для хореографии великого Августа Бурнонвиля.
Неожиданно выглядит в планах первой сцены страны драмбалет Василия Вайнонена “Пламя Парижа” на музыку Бориса Асафьева в постановке Алексея Ратманского. Сегодня, когда во всем мире возобновился интерес к сюжетным балетам, руководитель Большого считает возвращение на сцену шедевров отечественной хореографии сколь полезным, столь и актуальным.
Алла Михалева, “Московские новости”