6 декабря 2022 года в Рахманиновском зале в рамках проекта «Возрождение оперной классики» состоится исполнение оперы С. В. Рахманинова «Скупой рыцарь».
Постановка приурочена к знаменательному событию — 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова, которое с размахом будет отмечаться в 2023 году. Незаслуженно забытый шедевр композитора представят Камерный оркестр Московской консерватории под управлением народного артиста РФ Феликса Коробова, а также приглашенные солисты.
Опера «Скупой рыцарь» была написана в 1905 году на собственное либретто Рахманинова и продолжила традиции речитативной оперы, заложенные А. С. Даргомыжским и развитое М. П. Мусоргским. «Скупой рыцарь» — своего рода «перевертыш», ставящий под удар общепринятые оперные формы и клише.
Если в «Алеко» — своем «дипломном проекте» — Рахманинов демонстрирует широкий арсенал технических средств, приобретенных в процессе обучения, то в «Скупом рыцаре» он чувствует себя гораздо свободнее, музыкальная речь становится намного острее и радикальнее.
Композитор экспериментирует, пытаясь нащупать пути для точного изображения психологического состояния героев.
Непростые взаимоотношения персонажей влияют на общий мрачный колорит оперы, в которой нет места не только светлой лирике, но и даже малейшей надежде на счастливый исход. Вместо широких певучих кантилен, отличающих многие вокальные и фортепианные сочинения Рахманинова начала столетия, на первый план выходят лаконичные, декламационные интонации преимущественно инструментальной природы.
Минимальное вмешательство в литературный текст, сквозная драматургия, отсутствие законченных оперных арий и ансамблей роднит «Скупого рыцаря» с «Каменным гостем» А. C. Даргомыжского, неоконченной «Женитьбой» М. П. Мусоргского, «Моцартом и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, «Пиром во время чумы» Ц. А. Кюи, а отсутствие женской партии — с первой редакцией «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского.
Премьера «Скупого рыцаря» состоялась 11 января 1906 года в Москве в Большом театре под управлением автора, отвечавшего в то время за отечественный репертуар театра. Рахманинов надеялся, что в спектакле примет участие его друг Федор Шаляпин, но тот отказался, откровенно сомневаясь в том, что опера достойна «маленькой трагедии» Пушкина.
Поступок певца ранил Рахманинова, а его отсутствие, по всей вероятности, сказалось на уровне постановки. В первый сезон опера была дана всего четыре раза и по настоянию композитора снята с репертуара. Она — редкий гость театральных сцен и концертных залов.
“Возрождение русской оперной классики”. В Рахманиновском зале прозвучала опера “Рафаэль”
Открытие проекта «Возрождение русской оперной классики» состоялось в год 150-летия Московской консерватории имени П. И. Чайковского благодаря инициативе декана научно-композиторского факультета, заведующей кафедрой истории русской музыки, доктора искусствоведения, профессора Ирины Арнольдовны Скворцовой.
Идея воссоздания незаслуженно забытых произведений первоначально была связана с музыкальным наследием XVIII века. Первым произведением, представленным публике 7 октября 2016 года в Рахманиновском зале силами творческих коллективов Московской консерватории, стала мелодрама Евстигнея Ипатьевича Фомина «Орфей».
В следующем, 2017 году совместно с Московским академическим Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко была показана опера Дмитрия Степановича Бортнянского «Сын-соперник» — к 230-летию ее первого исполнения.
После постановки двух сочинений XVIII века хронологические рамки проекта расширились. В 2019 году на сцене Рахманиновского зала обрела новую жизнь опера композитора рубежа XIX-XX веков Антона Степановича Аренского «Рафаэль», снова в сопровождении юбилея — 125-летия со дня премьеры.
В 2021 году приношением к 155-летию Московской консерватории стала комическая опера-водевиль «Карантин», принадлежащая перу выдающегося композитора начала XIX века — Алексея Николаевича Верстовского.
Постановка была осуществлена с участием артистов Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина и очень тепло принята публикой: сюжет двухсотлетней давности в период пандемии COVID-19 зазвучал остро и современно.
В этом году было решено возродить оперу С. В. Рахманинова «Скупой рыцарь» — замечательное камерное сочинение, отличающееся единством настроения и драматургии.
Проект «Возрождение русской оперной классики»
- Анджей Белецкий (баритон) — барон;
- Всеволод Гривнов (тенор) — Альбер;
- Станислав Ли (баритон) — герцог;
- Максим Пастер (тенор) — жид;
- Михаил Головушкин (бас) — слуга.
Камерный оркестр Московской консерватории. Дирижёр-постановщик — Феликс Коробов.
Автор идеи и художественный руководитель проекта — Ирина Скворцова.
Пресс-служба Московской консерватории