Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова 14 ноября 2024 года продолжит свой абонемент в Зале Чайковского концертом с выдающимся дирижером современности Александром Лазаревым.
Маэстро известен как составитель нетривиальных программ и любитель обнаруживать интересные взаимосвязи и параллели между исполняемыми произведениями. Под его управлением прозвучат Первая сюита Чайковского и созданная Шёнбергом оркестровая версия Первого фортепианного квартета Брамса.
Программа охватывает два крупных симфонических полотна, каждое из которых не является симфонией и выходит за рамки хрестоматийного мейнстрима. Но тонкость и разнообразие инструментовки обоих сочинений привлекают и дирижеров, и оркестровые коллективы всего мира, превращая погружение в эти партитуры в увлекательный опыт как для исполнителей, так и для слушателей.
Автор симфоний, симфонических увертюр и фантазий, Пётр Ильич Чайковский с конца 1870-х годов обратился к нетипичному для позднего романтизма жанру оркестровой сюиты. Этот жанр не претендовал на глубину концепции и сложность драматургии, но позволял воплотить в одном цикле максимально разнородные образы и сосредоточиться на отделке.
Свой интерес к сюите Чайковский объяснил в письме к своей покровительнице, меценатке Надежде фон Мекк:
«Форма эта мне чрезвычайно симпатична, так как нисколько не стесняет и не требует подчинения каким-либо традициям и правилам».
Как и Четвертая симфония, Первая сюита тоже посвящена ей – «лучшему другу» композитора.
Мастерски выстроенное и скрупулезно отточенное сочинение, в сезоне 1879/80 Первая сюита предстала на суд публики сдержанным в эмоциях, в меру лиричным шестичастным циклом (Интродукция и фуга, Дивертисмент, Интермеццо, Скерцо, Миниатюрный марш и Гавот).
Каждая часть отличается приятным мелосом, приводя на память старинные формы, бытовые или народные типы музицирования. После успешной премьеры рецензенты отмечали в сюите «ясность и рельефность», «задушевность», «великолепие формы и изумительную оркестровку».
В частности, композитор и критик Николай Соловьёв писал:
«Одно из очень важных достоинств сюиты Чайковского – легкость и прозрачность оркестровки. В ней не чувствуется массивного наслоения инструментальных эффектов, ради щегольства, так тяжело действующих на слушателя; все просто, не претенциозно, но очень талантливо».
Первый фортепианный квартет Иоганнеса Брамса, написанный в традициях венских классиков (от сурового драматизма первой части через песенную лирику Andante – к темпераментному искрометному финалу в венгерском духе) был одним из самых любимых произведений Арнольда Шёнберга.
Основоположник «нововенской школы», авангардист-новатор, Шёнберг считал себя прежде всего продолжателем классических традиций. От своих учеников, стремившихся поскорее освоить его новый «серийный метод композиции», он педантично требовал знаний классической гармонии и формы, Брамс же служил одним из обязательных ориентиров.
В 1937 году Шёнберг оркестровал соль-минорный квартет Брамса. Заказчик этой работы, главный дирижер Лос-Анджелесского филармонического оркестра Отто Клемперер, считал, что версия Шёнберга даже лучше оригинала. Клемперер стал первым ее исполнителем (премьера прошла в Лос-Анджелесе 7 мая 1938 года).
В числе критических отзывов звучали мнения, что Шёнберг «перемудрил» с красками и что такого кошмара, как ксилофон (в финале), Брамс никогда бы не допустил.
Шёнберг свои соображения об этой работе изложил позже в письме в редакцию газеты San Francisco Chronicle:
«Мои мотивы: 1. Я люблю эту вещь; 2. Ее редко исполняют; 3. Ее всегда исполняют очень плохо, поскольку, чем лучше пианист, тем громче он играет, и поэтому совершенно не слышно струнных. Я хотел наконец услышать все, и я этого добился».
В 1966 году в Нью-Йорке Джордж Баланчин поставил на эту музыку балет.
Пресс-служба Московской филармонии