В сезоне 2021/22 Московская филармония представляет несколько новых абонементов, полностью посвящённых современной музыке.
Один из них – «Новая музыка: диалог цивилизаций»; он предлагает слушателям сопоставить знаковые партитуры второй половины XX – начала XXI вв., принадлежащие представителям различных композиторских школ.
Абонемент открывается концертом Российского национального молодёжного симфонического оркестра под управлением Валентина Урюпина, солистами выступят выдающиеся пианисты – Тамара Стефанович и Пьер-Лоран Эмар, постоянный гость Московской филармонии.
Бернд Алоис Циммерман и Александр Локшин, Джон Адамс и Гия Канчели, Франгиз Ализаде, Иван Карабиц и Николай Корндорф: эти сочетания имён, подчас неожиданные, будут предложены публике в трёх концертах абонемента. «Советская музыкальная Атлантида» – так можно обозначить один из его лейтмотивов: речь о незаслуженно забытых или редко звучащих сочинениях отечественных композиторов последнего столетия.
Хотя Гия Канчели всемирно известен и ряд его сочинений регулярно исполняется, симфоний в этом ряду практически нет. Время от времени записываются, но также почти не звучат на концертах симфонии Александра Локшина, создавшего уникальный художественный мир.
Ещё меньше везёт музыке Ивана Карабица и Николая Корндорфа, которая продолжает жить в первую очередь благодаря преданным ей исполнителям.
В программе концерта-открытия будут сопоставлены два крупных сочинения Бернда Алоиса Циммермана (1918–1970) и Александра Локшина (1920–1987). Будучи важнейшими фигурами своего времени, и тот, и другой оставались в стороне от магистральных направлений, принимая неизбежное одиночество ради сохранения независимой позиции.
Произведения Циммермана за последние годы неоднократно звучали в концертах Московской филармонии, в том числе на фестивале «Другое пространство» и в летнем абонементе «Истории с оркестром» Владимира Юровского. Крупнейшее сочинение Циммермана, опера «Солдаты», поначалу заслужившая репутацию неисполнимой, стала одной из наиболее популярных опер второй половины ХХ века.
Наряду с Лючано Берио и Альфредом Шнитке, Циммерман считается одним из первооткрывателей полистилистики – сам же он называл свой творческий метод, где смешивались элементы джаза, литургической музыки, многочисленные цитаты и аллюзии, «плюралистической звуковой композицией». Его первым сочинением в этой технике стал концерт для двух фортепиано с оркестром «Диалоги» (1960), где наряду с джазом слышны цитаты из гимна Veni creator spiritus, Фортепианного концерта № 21 Моцарта, «Игр» Дебюсси и не только. «Диалоги» в Зале Чайковского исполнят Пьер-Лоран Эмар и Тамара Стефанович, признанные интерпретаторы фортепианной музыки последнего столетия.
Еще реже музыки Циммермана исполняются крупные сочинения выдающегося симфониста Александра Локшина, которые можно сравнить с шедеврами Малера и Берга. В центре творчества Локшина – одиннадцать симфоний, написанных на поэтические тексты, за исключением единственной инструментальной. Некоторые из них так и не прозвучали при жизни автора: репутацию декадента Локшин заработал ещё в студенческие годы, написав дипломную работу на стихи Шарля Бодлера.
Наиболее последовательным пропагандистом творчества Локшина был Рудольф Баршай, исполнявший его сочинения и на родине, и за рубежом. На открытии абонемента «Новая музыка: диалог цивилизаций» Симфонию № 1 («Реквием») представят Российский национальный молодёжный симфонический оркестр и Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей» под управлением Валентина Урюпина.
Абонемент «Новая музыка: диалог цивилизаций» стремится не только вернуть «советской Атлантиде» внимание музыкантов и слушателей, но и поместить ее в более широкий контекст. Так, Симфония № 2 Гии Канчели будет звучать в одной программе со Скрипичным концертом Джона Адамса, одного из ведущих современных композиторов: встреча не только двух континентов, но и принципиально разных, если не противоположных, творческих позиций.
В афише заключительного концерта абонемента – три композитора из бывшего СССР: киевлянин Иван Карабиц и москвич Николай Корндорф, представленные сочинениями 1986 года, а также уроженка Баку, наша современница Франгиз Ализаде с российской премьерой своего новейшего произведения «Космология Низами».
Пресс-служба МГАФ