Режиссер Александр Титель возвращает на российскую сцену оперу Леоша Яначека “Енуфа” – ее крайне редко ставили в нашей стране.
Премьера в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко назначена на 28 февраля 2018.
Александр Титель беспокоится, конечно, не за сохранность реквизита, а за достоверность действия.
Что касается работы с артистами, оперу Яначека ставит по законам русского психологического театра. Ему важно, чтобы зритель проникся самой историей. Ведь с этим признанным шедевром российская публика мало знакома.
“Мы знаем, что в прошлом сезоне она шла в 24 театрах мира. От Нью-Йорка до Вены и от Стокгольма до Рио-де-Жанейро. А в России – нигде”,
– отметил режиссер Александр Титель.
Чешская деревня. Енуфа беременна от Штевы. Его не забрали в рекруты – значит, возможна свадьба. Правда, пристрастие красавца к бутылке не по душе матери девушки.
Но социальные противоречия, бытовые проблемы – только фон. По словам режиссера, тема этой оперы – коловращение жизни.
Создателям спектакля трудно было решить, на каком языке исполнять. И все же, оригинальному чешскому предпочли русский. Певцам пришлось преодолевать много технических трудностей.
“Несовпадение музыкальных акцентов и текстовых. Временами получались синкопы, которые не свойственны нашей речи. Приходилось что-то менять”,
– рассказала солистка театра Елена Гусева.
Шрам на лице Енуфы – дело рук Лаца. Он безответно любит ее с детских лет. Но его чувство полно агрессии.
Он не готов на брак с женщиной, у которой ребенок от соперника. И это становится причиной смерти младенца. Трагедия, корень которой – характер героя.
Иногда артисты переходят на крик. Местами вольно обходятся с партитурой. Говорят:
“Это самая неоперная опера в мире”.