Насыщенность московского музыкального сезона в эти дни такова, что впору предположить, будто на дворе декабрь или май – месяцы традиционного подведения итогов.
И тем не менее уже сейчас афиша настолько богата, что выбор сделать трудно: например, 17, 18, 20 и 21 октября Латвийская национальная опера представляет в Большом театре Бизе и Шостаковича.
В эти же дни Консерватория предлагает концерты, пропустить которые нельзя – как не пойти на Рудольфа Баршая или на легендарный хор “Зингферайн”?
Сделать правильный выбор вам поможет наш хит-парад, на первых местах которого всё самое важное и нужное.
1. Фауст летит на Юпитер
«Именно так и рождается инструментальный театр – универсальное средство приблизить к слушателю самую что ни на есть сложную музыку, расширить ее границы, придать ей иное измерение».
Трудно представить, но 50 с небольшим лет назад в нашей стране не существовало профессиональных камерных оркестров, а “Времена года” Вивальди и “Искусство фуги” Баха не были для меломанов азбукой, как сегодня.
Первым коллективом в СССР, открывшим публике эти и многие другие произведения эпохи барокко, стал легендарный Московский камерный оркестр (МКО), созданный Рудольфом Баршаем – альтистом из первого состава квартета Бородина.
Тогда у нас еще не знали об аутентичном исполнительстве и происшедшей в Европе “барочной революции”, поэтому на сегодняшний взгляд многое из исполнительской практики тех лет может показаться старомодным.
Однако сам подход МКО к работе, когда на репетиции тратилось в пятнадцать раз больше времени, чем в любом другом коллективе, выглядел революционным, и в первое десятилетие МКО был одним из лучших камерных оркестров мира. Позже Рудольф Баршай эмигрировал, и МКО стал терять уровень; сегодня он называется Государственным камерным оркестром России и не представляет большого интереса.
Однако свято место пусто не бывает и, когда в 1979 году Владимир Спиваков собирал “Виртуозов Москвы”, ориентиром ему служил именно МКО, многие музыканты которого влились в новый коллектив.
Тем символичнее, что именно с “Виртуозами” Рудольф Баршай проводит свой первый концерт в Москве за много лет – 18 октября в Большом зале консерватории. Прозвучат симфония “Юпитер” и Семнадцатый фортепианный концерт Моцарта (солист Питер Донохоу), а также Andante Cantabile Чайковского.
Гвоздем программы, однако, станет музыка совсем другого автора – нашего современника Александра Локшина, выдающегося российского композитора, умершего 20 лет назад. В свое время Локшин не получил достаточной известности, хотя его талантом восхищались Мария Юдина и другие видные музыканты.
Один из убежденных пропагандистов его музыки – Рудольф Баршай; под его управлением Эвелина Добрачёва исполнит Три сцены из «Фауста» – масштабное вокально-симфоническое сочинение в лучших традициях Малера и Берга.
2. Картинки дорисует Ашкенази
Продолжается фестиваль, посвященный столетию выдающегося пианиста и педагога Льва Оборина. В 1927 году девятнадцатилетний Оборин был одним из первых советских музыкантов, участвовавших в международном конкурсе, – и стал победителем: уже тогда он производил впечатление зрелого музыканта с яркой индивидуальностью.
Оборин был исключительным ансамблистом, в течение многих лет выступая в дуэте со скрипачом Давидом Ойстрахом и с ним же – в трио с виолончелистом Святославом Кнушевицким: тогда это был один из лучших ансамблей в мире. В консерватории Оборин также занимался композицией в классе Николая Мясковского и даже брал уроки дирижирования. Но в истории Оборин остался в первую очередь как пианист и педагог, воспитавший несколько поколений музыкантов.
16 октября дань учителю отдаст Владимир Ашкенази, не игравший в Москве около двух лет – с тех пор, как в октябре 2005 года представил вместе с сыном Дмитрием вечер музыки для кларнета и фортепиано: странно было видеть Владимира Давидовича в скромной роли аккомпаниатора.
На этот раз Ашкенази станет за пульт симфонического оркестра Московской консерватории; в Большом зале прозвучат Четвертый фортепианный концерт Бетховена (солист Михаил Воскресенский) и “Картинки с выставки” Мусоргского, причем последние обещаны в оркестровке… самого Ашкенази. Завершит программу Колыбельная Чайковского в обработке Рахманинова.
3. А я иду, шагаю по Луне
О том, состоится ли фестиваль современной музыки “Игры без слов”, не было известно до последнего момента: Департамент Культуры Москвы принял решение о поддержке форума в день его открытия.
Тем не менее, посвященный инструментальному театру фестиваль успешно стартовал; как и положено по условиям жанра, на первом концерте музыканты ходили по сцене, стучали ботинками, становились друг к другу спиной и делали многие другие вещи, попутно исполняя весьма непростые сочинения.
Именно так и рождается инструментальный театр – универсальное средство приблизить к слушателю самую что ни на есть сложную музыку, расширить ее границы, придать ей иное измерение.
Этот жанр насчитывает уже не одно столетие: достаточно вспомнить Прощальную симфонию Гайдна, где в финале оркестранты гасят свечи и медленно покидают сцену, когда музыка ещё звучит, или Первую симфонию Шнитке, где на сцене происходят коллизии, которым могут позавидовать иные драматические спектакли.
Увы, инструментальный театр – не самый частый гость в наших залах, и это при всей его демократичности! Тем интереснее замысел организаторов фестиваля – представить российской публике последние достижения в этом жанре композиторов Европы и ее окрестностей.
14 октября в культурном центре “Дом” нидерландский барабанщик Арнольд Мариниссен представит программу “Непонятая красота”, охарактеризованную как “Мультимедийный перформанс о потерянной и найденной красоте с участием фильмов, множества ударных, голоса, музыкальной пилы, электроники и двух ног”.
20 октября в Рахманиновском зале консерватории – концерт Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ), который исполнит коллективную работу композиторов Франции, Испании и Узбекистана «Мы шли по Луне», а также сюиту Николая Каретникова “Из Шолом-Алейхема” (по страницам “Тевье – молочника”).
Заключительный вечер фестиваля – 29 октября в Концертном зале Рахманиновского общества, а кульминацией станет концерт 23 октября в Большом зале консерватории.
Московский симфонический оркестр исполнит сочинения с интригующими названиями “Гнев Бетховена” Оскара Страсного, “Быстро, но не всегда” Ричарда Эйриса и Механизмы искусственного поддержания жизни Дмитрия Курляндского. Апофеоз вечера – “Танцы” голландского классика Луи Андриссена и Con moto morto Юрия Каспарова (инициатора фестиваля) для четырёх вёдер, струнных, органа и заводной игрушечной обезьянки.
4. Непатриотичные французы
Знаменитый дирижер Владимир Федосеев недавно справил 75-летие, а в этом сезоне отмечает 50 лет своей творческой деятельности. Задумавшись о том, что Федосееву 75, в первое мгновение удивляешься: кажется, маэстро уже отмечал именно эту дату буквально только что.
Секундой позже понимаешь, что 75-летие недавно праздновал Большой симфонический оркестр (БСО) – один из сильнейших коллективов России, которым Федосеев руководит более тридцати лет. За это время имена дирижера и оркестра связались друг с другом крепче, чем Ленин и партия, и связка “Федосеев + БСО” гарантирует музыку в высококачественном, пусть и достаточно консервативном, исполнении.
Юбилейный сезон маэстро Федосеев открывает двумя ударными программами в Большом зале консерватории – соответственно 20 и 26 октября.
В первый из вечеров прозвучит “Торжественная месса” Бетховена – одно из любимых сочинений Федосеева, которым он многократно дирижировал и за рубежом, и в Москве, но ни под одним из исполнений, по его словам, не мог бы подписаться полностью.
В концерте примет участие знаменитый Венский хор Зингферайн, отмечающий в этот день 150-летие, а также крепкая команда солистов – Красимира Стоянова, Ивон Нёф, Герберт Липперт и Роберто Скандьюцци. Во второй вечер – музыкально-литературная композиция “Война и мир” по Льву Толстому, Бетховену, Прокофьеву и Чайковскому.
«Героическая» симфония Бетховена, фрагменты оперы Прокофьева “Война и мир” и увертюра Чайковского «1812 год» прозвучат на фоне фрагментов из романа Толстого, которые будут читать Михаил Филиппов и Дарья Мороз.
Как рассказывает Федосеев, недавно композиция была представлена во Франции и вызвала горячий отклик у публики: “Французы слушали хорошо, под конец буквально с мест вскочили, хотя там звучат не слишком приятные для них слова”.
Илья Овчинников, “Взгляд”