Программа–посвящение Хельмуту Лахенману (р. 1935) и Людвигу ван Бетховену (1870–1827) прозвучит 14 октября 2020 года в Рахманиновском зале Московской консерватории в канун юбилеев двух гениев немецкой культуры.
Если сочинения первого прочно вошли в репертуар «Студии новой музыки» благодаря визиту автора в 2013 году на фестиваль «Московский форум», то музыку второго – чуть ли не самого исполняемого в мире композитора – ансамбль за 27 лет своего существования представит впервые.
Один из самых ярких представителей послевоенной музыкальной сцены, Хельмут Лахенман – кумир нескольких поколений современных композиторов, «неприкасаемый» в исполнительском цеху и возмутитель спокойствия среди слушательской аудитории.
Его эстетика отказа от прекрасного (ставшего в современном мире синонимом китча) на протяжении нескольких десятилетий провоцирует музыкальных ученых, философов, теоретиков искусства на поиски нового определения «музыкального».
Музыкальный язык Лахенмана жесткий и неудобный. Его фонемами являются удары, шорохи, скрипы, скрежеты…
В необыкновенно изобретательной, даже исследовательской в своем роде, шумовой среде его сочинений отдельные музыкальные тоны, консонансные созвучия или даже цитаты из классической музыки образуют яркие звуковые пятна. Но все они приобретают свой смысл и значение лишь благодаря иерархически выстроенной системе его музыкального языка.
Произведения Лахенмана «некрасивы» в понимании тех, кто мыслит категориями прошлого. Тем самым композитор как бы подчеркивает: способ слышания, структура и контекст намного важнее характеристик отдельного звука. В этом смысле он выступает прямым продолжателем традиций великой немецкой культуры, с высочайшей степенью концентрации воплотившихся в предельно далеких от внешней красивости сочинениях Бетховена.
Проводя аналогии, его, безусловно, можно было бы назвать «Бетховеном нашего времени», равно как и наоборот. И поскольку один из них в России хорошо известен, а о другом почти ничего не знают, в юбилейной программе их имена стоят в одном ряду.
Так, благодаря «неизвестному» композитору в России будут исполнены редко звучащие в концертном исполнении три пьесы для четырех тромбонов и две пьесы для струнного квинтета знаменитого Людвига ван Бетховена.
Plan B: художники поделились опытом переживания «ситуации замершего времени»
Ансамбль «Студия новой музыки». Дирижёр – Сергей Акимов.
Екатерина Кичигина (сопрано), Марина Рубинштейн (флейта), Никита Агафонов (кларнет), Дмитрий Шаров (тромбон), Михаил Оленев (тромбон), Екатерина Маркова (альт), Ольга Галочкина (виолончель), Андрей Винницкий (ударные),Сергей Чирков (чтец).
В концерте принимают участие солисты БСО им. Чайковского Архип Самсонов и Юрий Колосов (тромбон).
Пресс-служба Московской консерватории