
Ансамбль солистов «Студия новой музыки» и музыковед Фёдор Софронов представят концерт-лекцию «Полилог», приуроченную к 100-летию со дня рождения Лучано Берио и 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке.
15 мая (четверг) | 19:00. Рахманиновский зал Московской консерватории.
Перед концертом в 15:00 в Конференц-зале Московской консерватории состоится встреча, где Фёдор Софронов покажет и прокомментирует редкие архивные видеоматериалы с Лучано Берио: его интервью и мастер-класс.
Герои этого вечера — крупнейшие авторы послевоенного времени, поднявшие на новый уровень не только искусство композиции, но и философию музыки.
В начале своего пути Берио и Шнитке испытали влияние нововенцев и своих коллег, представителей молодого европейского авангарда. Впоследствии оба отошли от технократизма и рационализма. Берио стремился к экспериментальному театру, неофольклоризму, сюрреализму и структурализму. А Шнитке пришел к «воскрешению тонального языка» и к «особого рода театрализованной стилистической пестроте, которая сделалась визитной карточкой его творчества».
Определив собственный путь, Берио переосмыслил роли стиля и жанра в музыкальной композиции. В своей музыке он стал использовать приемы цитирования и коллажа, объединять атональные и неотональные элементы, смешивать инструментальные звучания с электронными шумами и звуками человеческой речи. Большое значение в его творчестве имеют обработки других композиторов — сочинения, где он вступает в диалог с чужим музыкальным материалом.
Открытия Берио повлияли на искания многих композиторов в 1970-е годы, в частности, на Альфреда Шнитке. Смешение и взаимодействие разнородных музыкальных языков Шнитке назвал «полистилистикой» и использовал этот метод для воплощения философских и религиозных тем. Как и Берио, он был неподражаем в воспроизведении языков разных эпох. Однако, в такой же степени оказалась бестелесной суть его собственного «Я», пусть и непредставимого вне его душевных травм и катастроф.
Кроме полистилистики, оба композитора были пионерами в области электронной музыки. Шнитке работал в студии, где располагался первый фотоэлектронный синтезатор «АНС». Берио одно время руководил отделением электроакустической музыки в IRCAM, а затем основал аналогичный центр во Флоренции и создал журнал об электронной музыке.
Для обоих авторов также характерна тонкая работа со звуковой природой акустических инструментов. Вершиной в творчестве Шнитке оказались четыре «Гимна». Результатом исканий Берио стали «Секвенции» — огромный цикл виртуозных сольных этюдов, где используются расширенные инструментальные техники.
Пресс-служба Центра современной музыки Московской консерватории