18 октября 2021 года, в понедельник, в 19.30 солисты Санкт-Петербургского Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Елизавета Украинская (фортепиано) и Лев Журавский (кларнет) откроют сезон «Русских вторников» в Линце.
Вопреки традиции и календарному дню, концерт состоится в понедельник – пусть это будет сюрпризом австрийской публике. В концертном зале Brucknerhaus прозвучит камерная программа из произведений Чайковского, Прокофьева, Копленда, Бернстайна и Александра Цфасмана.
Откроют вечер фортепианные пьесы Чайковского – прелестные миниатюры, привлекающие своим мелодизмом, образностью, невероятной искренностью и яркостью характеров. В основу жанровой русской сценки «Думка» (1886) положены оригинальные темы народно-песенного и плясового характера, раскрытые с помощью разнообразных приемов виртуозной фортепианной техники.
Чайковский написал более ста пьес для фортепиано, издавая их, как правило, сериями. Серии состояли из совершенно разных по характеру и жанру пьес, в них не было внутреннего единства – настроения, образы, музыкальные «картинки» менялись от номера к номеру. Последний фортепианный цикл Чайковского оп.72, написанный в 1893 году, состоит из 18 пьес. В программе концерта прозвучат «Характерный танец», «Размышление», «Диалог» и «Танцевальная сцена».
Сонаты Прокофьева являются наиболее значимыми произведениями во всем многообразии его фортепианного творчества. В них ярко проявляются многие особенности авторского письма композитора, в частности, принцип монтажа, смены «кадров», выраженный в четком разграничении тем, их контрастности.
Вторая соната ре минор для фортепиано была написана Прокофьевым, еще студентом консерватории, в 1912 году. И в ней уже отчетливо чувствуется рука будущего музыкального драматурга. В этом сочинении жизнерадостные, озорные образы сменяются лирическими и нежно-певучими.
Еще великий Моцарт подметил, что звук кларнета похож на человеческий голос. Диапазон инструмента – почти четыре октавы; «голос» кларнета может звучать сумрачно, угрюмо или, напротив, прозрачно и светло, а может быть резким и крикливым. Американский композитор и дирижер Аарон Копленд в своем творчестве любил соединять элементы современной музыки и фольклора. Как этот американский микс звучит в кларнетовом исполнении, мы услышим на примере его Сонаты для кларнета и фортепиано (1980).
Сочинение еще одного американца будет представлено в программе концерта. Выдающийся композитор-экспериментатор в жанрах джаза и мюзикла, Леонард Бернстайн создал также целый ряд серьезных произведений. Одно из первых таких сочинений – Соната для кларнета и фортепиано, написанная в 1942 году.
Приятное джазовое настроение создаст исполнение Интермеццо для кларнета Александра Цфасмана – замечательного русского композитора, одного из основоположников советского джаза. Пьеса, написанная в 1944 году, подарит ощущение легкости, свободы и, конечно, немного ностальгической грусти. Интермеццо композитор посвятил американскому кларнетисту, «королю свинга» Бенни Гудмену.
Завершит программу вечера Русский танец из балета «Лебединое озеро» Чайковского, пропитанный духом народной музыки, создающий атмосферу праздника, веселья, озорства. Исполняемое переложение для кларнета было включено в программу недавного конкурса им. Чайковского.
Елизавета Украинская (фортепиано), 24 года – выпускница Санкт-Петербургской консерватории (класс Заслуженного артиста России, профессора Александра Сандлера). Победительница Международного конкурса пианистов в Бремене (Германия, 2016), Международного конкурса им. Дж. Моттрама в Манчестере (Великобритания, 2018), Международного фортепианного конкурса Palma D’oro (Италия, 2021). Солистка Санкт-Петербургского Дома музыки с 2015 года.
Лев Журавский (кларнет), 20 лет – студент Санкт-Петербургской консерватории (класс преподавателя Григория Малиёва). Солист оркестра Михайловского театра. Победитель Международного конкурса молодых исполнителей им. Гнесиных (Москва, 2018). Обладатель спецприза на Международном конкурсе им. Л. Яначека в Брно (Чехия, 2019). Солист Санкт-Петербургского Дома музыки с 2017 года.
Австрия, Линц, Untere Donaulände. Стоимость билетов 7-20 €. Аудитория 6+.
«Русские вторники» – совместный проект Санкт-Петербургского Дома музыки и знаменитого австрийского концертного центра Brucknerhaus, носящего имя композитора Антона Брукнера. В рамках проекта c 2012 года в Линце проходит ежегодный цикл камерных концертов молодых российских исполнителей – лауреатов престижных международных конкурсов и участников программ Дома музыки. Особо успешные солисты приглашены выступать в программах самого Brucknerhaus и его оркестра, а также в программе Брукнер-фестиваля.
Пресс-служба Санкт-Петербургского Дома музыки