В завершение весеннего сезона Римский оперный театр вновь обратился к моцартовскому шедевру – “Свадьбе Фигаро”.
Любимый на Апеннинах спектакль в этот раз особенный. Он идет в знаменитой постановке великого итальянского драматического режиссера Джорджо Стрелера (1921-1997), осуществленной в миланском театре “Ла Скала” в 1981 году.
За дирижерским пультом – молодой немецкий маэстро Роланд Бёер, он же исполнил соло на рояле, как когда-то Риккардо Мути в спектакле Стрелера.
Опера идет до 3 июня включительно. В главных партиях заняты Алессандро Луонго (граф Альмавива), Маркус Верба (Фигаро), Элеонора Буратто, которая дебютирует в роли графини, Роза Феола (Сюзанна), Маттео Фальчиери (Дон Базилио) и юная Микела Селинжер (Керубино).
В основе сюжета, как известно, “скандальная комедия” Бомарше, запрещенная в свое время австрийским императором Иосифом II за антифеодальное вольнодумство. Опера, сочиненная Моцартом за несколько месяцев – с октября 1785 года по апрель 1786 года, стала первым опытом творческого содружества композитора с автором либретто итальянцем Лоренцо да Понте, за которым последовали не менее культовые “Дон Жуан” и “Так поступают все женщины”.
Историки давно заметили в “Свадьбе Фигаро” подчеркнуто пародийный характер музыки Моцарта, отразившего стиль и мелодику современного ему итальянского бельканто. Премьера состоялась в Вене в Бургтеатре 1 мая 1786 года на итальянском языке. С тех пор великое творение австрийского гения ставят на самых престижных сценах мира.
Авторы бережно сохранили средневековый колорит комедии. Критики напоминают, что почти одновременно свою версию “Свадьбы Фигаро” поставил и московский Большой театр. Российские постановщики смело перенесли действие оперы в середину ХХ века. Такую концепцию предложил режиссер, художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев, который впервые работает в ГАБТе.
В России “Свадьба Фигаро” появилась спустя полтора века после ее создания, уже при большевиках (Большой театр, 1926). И это, по мнению специалистов, не случайно. Ибо в пьесе Бомарше суверен, формально отказавшись от унизительного права первой ночи, втайне продолжает на него рассчитывать.
Последний раз Фигаро появился в Большом в 1995 году. Здесь уместно вспомнить знаменитый совет из пушкинской трагедии “Моцапт и Сальери”: “Как мысли черные к тебе придут, // Откупори шампанского бутылку // Иль перечти “Женитьбу Фигаро”…”
Кстати, о Пушкине. Следующей премьерой в афише Римского оперного театра объявлена “Пиковая дама” Петра Чайковского .
Спектакль будет показан с 19 по 30 июня, по традиции на русском языке и с участием блестящей группы певцов из России, среди которых – Максим Аксенов (Герман), Виталий Билый (Елецкий), Вадим Заплечный (Чекалинский), Михаил Коробейников (Сурин), Владимир Реутов (Каплицкий), Елена Заремба (Графиня), Елена Максимова (Полина) и другие солисты .