Последняя премьера уходящего года в Новосибирске – опера Рихарда Вагнера «Тангейзер».
Новосибирский театр оперы и балета приступил к подготовке самой масштабной премьеры 2014 года – опере Рихарда Вагнера «Тангейзер». Первый премьерный цикл пройдет 20 и 22 декабря.
Осуществляют постановку «Тангейзера» на масштабной сцене Сибирского Колизея, созданной для вагнеровского размаха, два молодых амбициозных художника – музыкальный руководитель и главный дирижер театра Айнарс Рубикис и режиссер Тимофей Кулябин.
Над спектаклем работает команда постановщиков – известный сценограф Олег Головко, художник по костюмам, лауреат нескольких премий в области дизайна Галя Солодовникова, художник по свету Денис Солнцев, в этом году получивший «Золотую Маску» за свет в совместном с Тимофеем Кулябиным «Онегине». Интересно, что вся команда постановщиков номинирована на получение «Золотой Маски»-2015 каждый в своей категории.
В создании сложного мультимедийного проекта участвует Александр Мартьянов, дизайн спектакля воплощает один из лучших дизайнеров страны Оксана Палей.
Драматург Ольга Федянина впервые почти за сто лет выполнила новый подстрочный перевод либретто оперы на русский язык (опера будет исполняться на немецком языке с русскими субтитрами). Работу с хором возглавляет главный хормейстер театра Вячеслав Подъельский. Специально для работы с солистами и хором из Германии приглашена профессиональный оперный коуч Анна Кравцова.
Масштаб события усиливается фактом приглашения на заглавную партию выдающегося исполнителя вагнеровского тенорового репертуара – солиста Датской Королевской оперы Стига Андерсена. Также приглашены тенор Андрис Людвигс (Латвия), меццо-сопрано Мария Гулик и Майрам Соколова, бас Дмитрий Ульянов, который известен новосибирцам как исполнитель партии Банко в «Макбете» (декабрь 2009) и в январе нынешнего года участвовавший вместе с Айнарсом Рубикисом в постановке оперы «Кармен» в Новом Национальном театре Токио.
Только одна опера Вагнера была поставлена на большой сцене театра более полувека назад. С тех пор к Вагнеру прикасались фрагментарно, крайне редко и однообразно, время от времени исполняя его музыку в симфонических и гала-концертах. Предвестником нынешней премьеры стал юбилейный «Верди-Вагнер-гала» под управлением А. Рубикиса в декабре прошлого года, в этой программе впервые прозвучала музыка из «Тангейзера».
Новосибирский театр оперы и балета исправляет несправедливость в отношении одного из самых ярких представителей заката музыкальной романтической эпохи и готовится воплотить на сцене одну из самых масштабных опер композитора.
Режиссер Тимофей Кулябин уверен, что в постановке «Тангейзера» невозможно не учитывать современный контекст:
«В самой истории есть несколько вещей, которые я сразу хотел расставить по-другому. «Тангейзера» чаще всего ставят так, что в основе конфликта так или иначе лежит любовный треугольник — Венера, Тангейзер и Елизавета. А мне-то кажется, что дело совсем не в этом, история про другое, и даже не про любовь земную и небесную. Треугольник – это не тема, а ситуация, а тема в том, что этот человек никогда нигде ничего не найдет. Таков его удел, быть отшельником. Это действительно вагнеровская серьезная тема, тема экзистенциального человеческого одиночества. И она мне была важнее всех остальных. Поэтому первое, что я начал «убивать», был любовный треугольник».