К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Посвящается защитникам города-героя.
27 января – один из дней воинской славы России; в этот день в 1944 году Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады.
Защитникам города-героя посвящается исполнение Реквиема Верди в Концертном зале имени П. И. Чайковского; музыка, которую современники композитора сравнивали с «Божественной комедией» Данте и «Страшным судом» Микеланджело, напомнит слушателям об одной из самых трагических страниц отечественной истории ХХ века.
Заупокойная месса Верди наряду с Реквиемом Моцарта стала одним из самых любимых и часто исполняемых сочинений своего жанра. Его история началась в 1868 году после смерти Джоаккино Россини, когда Верди предложил нескольким композиторам совместно написать траурную мессу памяти великого соотечественника.
Замысел остался нереализованным, и лишь новая трагедия побудила Верди вернуться к работе: свой грандиозный Реквием он посвятил памяти Алессандро Мандзони – поэта и писателя, одного из духовных лидеров движения за объединение Италии, ставшего национальным героем.
Вслед за премьерой Реквиема под управлением автора в миланском Соборе Св. Марка состоялось три исполнения в Ла Скала, и с тех пор это сочинение считается знаковым в репертуаре театра. В 1874–1875 годах опус с триумфом обошел пол-Европы, в Париже автор Реквиема был удостоен ордена Почетного легиона.
Лишь в клерикальных кругах Реквием вызывал недовольство из-за ярко выраженного «светского» характера музыки.
«В этой музыке,
– писал итальянский музыковед Дж. Ронкалья,
– постоянно присутствует человек со своими страхами, экстазами, мольбами и слезами, со своими душевными подъемами и тревожной тоской…
Маэстро раскрывает перед нашим воображением ряд картин… картины эти приводят на память драматическую кисть Тинторетто и порой заставляют вспомнить некоторые сильнейшие страницы дантовской “Божественной комедии”, а порой – “Страшный суд” Микеланджело».
Реквием Верди называют «оперой в церковных одеждах». Роскошь романтического оркестра, мощь большого хора, блестящие партии солистов – все это уводит от интимной атмосферы панихиды в пространство театрального действа.
Неудивительно, что с первых шагов Реквием ждал триумфальный успех, и сила его воздействия на слушателей с годами не ослабевает.
Прочувствовать это вновь помогут превосходные исполнители – Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, блистательные солисты Валентина Феденёва, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев и Алексей Тихомиров.
За дирижерским пультом – маэстро Дмитрий Юровский.
Пресс-служба Московской филармонии