
Концерт проекта «История одного шедевра» впервые пройдет в новом формате. 3 ноября 2024 года с его автором и ведущим Артёмом Варгафтиком на сцене Зала Чайковского выступит не оркестр, а камерный ансамбль – легендарный Квартет имени Бородина.
В сезоне 2024/25 коллективу исполняется 80 лет.
Особое значение в биографии ансамбля имеет творчество Шостаковича; полный цикл его квартетов неоднократно исполнялся и записывался «бородинцами». Программа приурочена к 50-летию со дня мировой премьеры Пятнадцатого квартета; ее дополнят фрагменты струнных квартетов №№ 11, 12, 13 и 14.
«Наша идея была в том, что квартет должен существовать вечно»,
– говорил Валентин Берлинский, на протяжении 63 лет – бессменный виолончелист Государственного квартета имени Бородина.
За свою 80-летнюю историю ансамбль неоднократно менял состав, передавая от поколения к поколению традиции русского камерного музицирования. В 1995 году творческое долголетие Квартета было отмечено в Книге рекордов Гиннесса.
С Дмитрием Шостаковичем «бородинцы» работали свыше 30 лет. Их сотрудничество началось, когда музыканты первого состава были еще студентами; в классах Московской консерватории они часто играли автору его квартеты еще до официальных премьер, а Шостакович давал рекомендации по трактовке.
Квартет имени Бородина не раз представлял публике Квинтет Шостаковича с автором за фортепиано. Интермеццо из Квинтета было исполнено музыкантами в 1964 году на фестивале «Современная музыка» в Горьком (первом масштабном фестивале, посвященном творчеству композитора) – это стало последним публичным выступлением Шостаковича в качестве пианиста.
Инициированный коллективом масштабный цикл «Все квартеты Шостаковича» был неоднократно исполнен в Москве и многих городах России, а также за рубежом – в Лондоне, Мадриде, Венеции, Амстердаме, Сан-Франциско, Кёльне, Франкфурте, Вене, Лиссабоне, Цюрихе, Хельсинки, Париже, Нью-Йорке.
Цикл квартетов несколько раз был записан «бородинцами» под лейблами EMI, BMG, Decca и «Мелодия», в том числе к 80-летию (1986) и 100-летию со дня рождения композитора (2006). В 2015 году ансамбль был награжден Премией имени Шостаковича в Горише (Германия).
Центром программы концерта «История одного шедевра» станет последний, Пятнадцатый квартет Шостаковича. Импульсом к его созданию стало сочинение воспитанника Шостаковича – Бориса Чайковского, задумавшего написать струнный квартет, все части которого звучат в медленном темпе.
Учитель пошел дальше ученика: если в Третьем квартете Чайковского всего три медленных части, то в Пятнадцатом квартете Шостаковича их шесть. Почти сорок минут медленной музыки меняют восприятие времени. «Не ускоряйте нисколечко», – наставлял композитор исполнителей.
Пятнадцатый квартет Шостаковича написан в ми-бемоль миноре – это не только очень мрачная тональность, но также одна из самых неудобных для струнных инструментов: в ней нет ни одной открытой струны. Интонировать становится сложнее, хотя тональность соответствует образу – звучание приобретает чуть более матовый оттенок.
Примеры сочинений в ми-бемоль миноре с участием струнных можно пересчитать по пальцам. В этой же тональности создан самый драматичный из квартетов Петра Чайковского – Третий, посвященный памяти его друга, скрипача Фердинанда Лауба.
Пятнадцатый квартет не должен был стать последним: Шостакович планировал написать квартеты во всех 24 тональностях. Но музыка Пятнадцатого носит недвусмысленный оттенок прощания: это духовное завещание композитора, созвучное исповедальному тону последних квартетов Бетховена.
Пресс-служба Московской филармонии