3 ноября 2023 года в Зале Чайковского редко исполняемую ораторию Георга Фридриха Генделя «Радостный, Задумчивый и Умеренный» представят музыканты, завоевавшие авторитет в барочном репертуаре, – Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением дирижера Александра Рудина, вокальный ансамбль Intrada, солисты Диляра Идрисова, Сергей Годин и Игорь Подоплелов.
Оратория Генделя «Радостный, Задумчивый и Умеренный» была написана зимой 1740-го и исполнена 27 февраля того же года в лондонском театре «Линкольнс Инн Филдс». Гендель сделал себе подарок, назначив премьеру на дату, близкую ко дню его рождения (23 февраля), тем более что в 1740 году ему исполнялось 55 – возраст по меркам того времени весьма солидный.
Поэтому, несмотря на моралистическо-философское содержание текста, произведение проникнуто личными мотивами. Ораторий такого рода у Генделя немного, но они были для него очень важны. К теме ранней оратории «Триумф Времени и Правды» (1707) он дважды возвращался в переломные для себя периоды: в 1737 году, когда ему воздвигли прижизненный памятник в Лондоне, и в 1757-м, когда он ослеп и диктовал последнюю редакцию оратории своему ученику.
Содержание «Радостного…» отчасти перекликается с содержанием «Триумфа», где фигуры Времени и Удовольствия ведут спор за право завладеть Красотой, но она в конце концов сознает бренность земных радостей и, вняв голосу Правды, устремляется в небеса.
Во всех трех версиях оратории образ Правды – аналог Умеренности в произведении 1740 года. Но если в «Триумфе» роли спорящих персонажей привязаны к определенным певческим тембрам, то в «Радостном…» попеременно солируют тенор и сопрано, исполняя речитативы и арии как от лица Радости, так и от лица Задумчивости.
Несмотря на финальную проповедь рационального взгляда на жизнь, оратория Генделя полна сугубо барочной, роскошной, щедрой музыкальной живописности. Оркестр с солистами и хором рисуют одну за другой красочные и наполненные яркими деталями картины, охватывающие все сферы существования.
Константин Богомолов: «Я вообще не могу сказать, что я люблю музыку»
Оратория сразу снискала успех у английской публики. При жизни Генделя она звучала как минимум 33 раза – в последний раз 21 февраля 1755 года в лондонском театре Ковент-Гарден (вновь в день, близкий ко дню рождения композитора, которому исполнялось 70). Интересно, что в трех исполнениях 1750-х годов Гендель заменил третью часть оратории своей «Одой святой Цецилии», где вместо Умеренности в споре о смысле жизни побеждала Музыка.
Пресс-служба Московской филармонии