VII Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори» представит три концерта с музыкой композиторов Великобритании, Германии и Франции с участием английских, немецких и французских певцов и музыкантов.
Впервые у фестиваля появился собственный абонемент в Московской филармонии, куда входят два концерта из трёх. Вновь не обойдётся без мировых и российских премьер.
8 февраля 2020, суббота, 19:00. Англиканская церковь св. Андрея
Концерт-открытие VII Фестиваля
Томас Таллис (1505-1585). Spem in alium (40-голосный мотет, ок. 1570). Премьера в России
Айвэн Муди (р. 1964). Transfiguration (рабочее название/commissioned piece, 2019) для хора и 8-ми солистов. Мировая премьера
Английская хоровая музыка шести веков – от эпохи Возрождения до наших дней.
VOCES8 (Великобритания) и Вокальный ансамбль Intrada под управлением Екатерины Антоненко
Концерт в рамках Года музыки Великобритании и России 2019 пройдёт при поддержке Посольства Великобритании в России, Британского Совета и МИД РФ
Voces8 – один из самых востребованных вокальных коллективов в мире, состоит из восьми солистов, что понятно из названия коллектива. Их гастрольный график уже расписан до 2022 года, а концертные туры охватывают четыре континента и проходят в самых престижных концертных залах мира.
Ансамбль является официальным исполнителем лейбла Decca Classics и сотрудничает с издательством Peters, которое выпускает их аранжировки и учебные пособия. Их концерты регулярно транслирую теле- и радиокомпании по всему миру. Для коллектива практически не существует репертуарных ограничений, Voces8 исполняют музыку от Возрождения до наших дней.
Ансамбль сотрудничает со многими известными симфоническими коллективами, в числе которых Лондонский филармонический оркестр, Королевский филармонический оркестр, ансамблями старинной музыки Florilegium, L’Arpeggiata и Les Inventions, исполнителями и композиторами.
Под эгидой благотворительного музыкального фонда Voces Cantabiles Music (VCM) музыканты ведут обширную просветительскую и образовательную деятельность, которая отмечена ЮНЕСКО. В 2013 году фонд VCM основал центр вокального мастерства Gresham Centre.
Томас Таллис (ок.1505–1585) занимает главное место в антологиях английской хоровой музыки и считается одним из величайших композиторов Англии. Его мотет Spem in alium (1573) — грандиозный респонсорий для восьми пятиголосных хоров, то есть для 40 голосов, который признан одним из самых грандиозных произведений старинной английской музыки из когда-либо написанных. Наконец, он впервые будет исполнен в России!
Композитор и дирижёр Айвэн Муди родился в Лондоне в 1964 году. Он изучал музыку и теологию в университетах Лондона, Йоэнсуу и Йорка (получил степень доктора философии). Его учителями композиции были Брайан Деннис, сэр Джон Тавенер и Уильям Брукс.
Духовность, восточное литургическое пение и литургия православной церкви, в частности, оказали глубокое влияние на его музыку. Его произведения исполнялись и транслировалась по всей Европе, в Японии, США и Южной Америке. Transfiguration – рабочее название заказанного для VII фестиваля произведения специально для этого состава исполнителей – хора и восьми солирующих голосов.
Вокальный ансамбль Intrada под управлением Екатерины Антоненко – лучший вокальный коллектив в России, не имеющий в своём исполнительском искусстве никаких стилистических и жанровых рамок. Они могут спеть абсолютно всё! Трижды выступали на фестивале «Опера Априори» в уникальных проектах, включая две мировые премьеры (Большой зал консерватории/2016, Римско-католический собор/2017, Концертный зал им. Чайковского/2019).
12 апреля 2020, воскресение, 19:00. Концертный зал им. П. И. Чайковского
Феликс Мендельсон (1809-1847). Оратория «Илия» (1846)
Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова, Государственная академическая хоровая капелла им. А. А. Юрлова;
Солисты: Владислав Сулимский (Илия/баритон), Ольга Толкмит (Вдова, Ангел II/сопрано), Альбина Латипова (Отрок/сопрано), Ксения Дудникова (Иезавель, Ангел I/меццо-сопрано), Даниэль Беле (Авдий, Ахав/тенор, Германия)
Дирижёр – Максим Емельянычев
Премьера оратории «Илия» состоялась в Англии (Бирмингем, 1846).
«Еще ни одна моя вещь, при первом исполнении, не проходила так превосходно, не была принята с таким энтузиазмом и исполнителями и слушателями, как эта оратория»,
– писал Мендельсон своему брату.
Герой оратории – ветхозаветный пророк Илия. Он возвещает людям Божественную волю, избавляет от стихийных бедствий, болезней и смерти, побеждает в споре жрецов чуждого иудеям бога Ваала и, согласно библейскому сказанию, живым возносится на небо. Общий величественный облик оратории во многом определяется широким использованием больших хоровых масс, причем хор может изображать как определенную группу народа, так и выполнять функцию повествования о событиях, приобретая эпический склад. Среди же сольных эпизодов типа арий встречаются образцы тонкой, чисто романтической лирики.
Все эпизоды – сюжетные и повествовательные – составляют композицию, подобную серии оперных «номеров». В двух частях оратории они сюжетно и по смыслу объединяются в более крупные сцены. Необычно начало оратории: вместо традиционной увертюры звучит грозный речитатив Илии на фоне сурового хорала в оркестре.
Певцы, исполняющие сольные партии в оратории – ведущие артисты главных российских оперных театров – Мариинского (лауреат премии Casta Diva 2018 Владислав Сулимский, Илия/баритон), Геликон-оперы (номинантка «Золотой маски 2012» Ольга Толкмит, Вдова, Ангел II/сопрано), Большого (Альбина Латипова, Отрок/сопрано) и МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко (Ксения Дудникова, Иезавель, Ангел I/меццо-сопрано). Известный немецкий тенор Даниэль Беле исполнит партии Авдия и Ахава. Это будет его первое выступление в России.
Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского и Государственная академическая хоровая капелла им. А.А. Юрлова под управлением Геннадия Дмитряка – одни из самых известных коллективов в России и за рубежом, несмотря на долгую историю своего существования, неизменно остающиеся в тройке лидеров – каждый в своём жанре. Поколения музыкантов и певцов меняются, но качество исполнения по-прежнему остаётся на высочайшем уровне.
Оба коллектива уже участвовали в фестивале «Опера Априори»: ГАСО им. Светланова сопровождал мировую звезду – немецкого баса Рене Папе в программе «Вагнер bel canto» (БЗК, 2016); капелла принимала участие в мировой премьере оперы Курбатова «Чёрный монах» (БЗК, 2014), в исполнении Реквиема Артёмова в концерте, посвящённом столетию геноцида армян (БЗК, 2015), и в российской премьере единственной оперы Сибелиуса «Дева в башне» вместе с «Кащеем бессмертным» Римского-Корсакова (Филармония-2, 2017).
За дирижёрский пульт встанет постоянный участник фестиваля Максим Емельянычев – самый известный в мире молодой дирижёр из России, мульти-инструменталист, обладатель Национальной премии «Золотая маска» (2014), дирижёр барочного оркестра Il Pomo d’Oro и с этого сезона главный дирижёр Шотландского камерного оркестра. Диски с записями Максима в качестве дирижёра, пианиста и клавесиниста вышли на фирмах Sony и Decca. Он – номинант премии Grammy (2017), обладатель премий ECHO Klassik (2016), ICMA (2019), International Opera Award (2019) и номинант Премии ассоциации музыкальных критиков 2019.
30 мая 2020, вторник, 19:00. Концертный зал им. П. И. Чайковского
Музыкально-театральное действо «Осколки безумия» с музыкой Марена Маре (1656-1728), Андре Кампра (1660-1744), Андре Кардинала-Детуша (1672-1749), Жана-Фери Ребеля (1666-1747), Георга Фридриха Генделя (1685-1759), Генри Пёрселла (1659-1695) и др.
Стефани д’Устрак (меццо-сопрано/Франция) и ансамбль барочных инструментов Amarillis (Франция)
Концерт пройдёт при поддержке Французского института и Посольства Франции
Ансамбль «Амариллис» – один из самых оригинальных исполнителей барочной музыки в Европе, был создан в 1994 году и сегодня получает государственную поддержку, являясь членом Федерации специализированных вокальных и инструментальных ансамблей во Франции. Он регулярно гастролирует по всей Европе и за её пределами – в Канаде, Индии, Японии.
В России музыканты ансамбля в составе всего 4-х человек выступали лишь однажды в 2014 году, дав концерты с певцом Матиасом Видалем в Москве и Самаре. Возглавляют коллектив две прекрасные дамы – Элоиза Гайяр (блок-флейта и барочный гобой/художественный руководитель) и Вйолан Кошар (клавесин). В 2019-м «Амариллис» празднует свой четверть-вековой юбилей.
Меццо-сопрано Стефани д’Устрак, внучатая племянница Франсиса Пуленка, ещё студенткой консерватории была замечена Уильямом Кристи, который привел её в свой ансамбль Les Arts Florissants.
В начале пути она сконцентрировалась на барочной опере. Однако ту, что мечтала о партиях для колоратурного сопрано, не испугали ни вокализы Россини, ни «демоническая» виртуозность Берлиоза. При этом ей в равной мере удаются роли и властных цариц, и брошенных невест, и роковых красавиц.
Д’Устрак – одна из самых известных оперных певиц современности. Мировую славу ей принесла партия Кармен в постановке Дмитрия Чернякова на фестивале в Экс-ан-Провансе (2018), хотя и до этого «звёздного часа» певица многократно исполняла эту партию, считавшейся лучшей Кармен в своей родной Франции. Она – и один из самых успешных Секстов в «Милосердии Тита» Моцарта, бессменно выходя в этой партии в Опере Гарнье в легендарной постановке Вилли Деккера с 2011 года – составы солистов меняются, но Стефани-Секст остаётся неизменной.
В Москву певица приезжала дважды и оба раза – на фестиваль «Опера Априори» (БЗК/2014 и КЗЧ/2018). Её ангажементы расписаны до 2023 года – заполучить такую универсальную певицу и харизматичную Артистку мечтают все оперные сцены мира!
Пресс-служба фестиваля «Опера Априори»