21 и 24 мая в Большом зале Московской консерватории пианист Николай Луганский и симфонический оркестр Большого театра под управлением Александра Ведерникова исполнят все произведения Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром – это четыре фортепианных концерта и «Рапсодия на тему Паганини».
Ни для одного из современников Сергея Рахманинова, чьи творческие интересы так же, как и у него, были связаны с музыкой для фортепиано (в первую очередь это Александр Скрябин и Николай Метнер), жанр фортепианного концерта не был настолько важен, насколько он был важен для Рахманинова.
Каждое из этих пяти крупных произведений для фортепиано с оркестром обозначает определенную веху не только на творческом, но и на жизненном пути композитора.
Таким образом, благодаря этим двум концертам, слушатели получат возможность соприкоснуться с одной из самых важных частей наследия великого русского композитора.
Первый концерт был написан Рахманиновым еще до окончания консерватории, на рубеже 1890 и 1891 годов, когда ему было всего восемнадцать лет. Это было первое произведение, которое он решился опубликовать, обозначив, как op. 1.
Многие критики считают его недостаточно самостоятельным произведением, и слышат в музыке влияние как русских композиторов, под воздействием которых формировался будущий великий композитор и пианист (среди которых прежде всего следует назвать Петра Чайковского), так и западных композиторов и виртуозов – Шопена, Шумана, Листа.
Однако сам Рахманинов дорожил своим первым творением, о чем свидетельствует тот факт, что в 1917 году он создал новую редакцию этого концерта, и в обновленном виде неоднократно включал его в программы своих выступлений.
Второй концерт от первого отделяют десять лет – он был создан в 1901 году. Это произведение написано уже не начинающим композитором, а признанным мастером. Этот фортепианный концерт Рахманинова принес автору более, чем заслуженный успех, и многие до сих пор считают его лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского.
В нем, как и в Первом концерте, Рахманинов сохранил преемственность с наследием Чайковского и других выдающихся русских и зарубежных композиторов 19 века, но вместе с тем произведение Рахманинова также содержит и много нового – как с точки зрения средств музыкального выражения, так и в смысле самой трактовки жанра.
Очевидно тяготение автора к единству цикла и непрерывности развития. Некое соперничество солиста с оркестром, которое является одной из определяющих признаков классического фортепианного концерта, здесь отсутствует и и заменяется их тесным взаимодействием.
Многие современники были даже несколько смущены практически полным отсутствием во Втором концерте Рахманинова самостоятельных, «концертных» эпизодов, благодаря которым исполнитель мог бы блеснуть своими возможностями виртуоза.
Одним из самых важных этапов на творческом пути Рахманинова стало написание Третьего Фортепианного концерта в 1909 году. Это творение Рахманинова не уступает предыдущему обращению к жанру фортепианного концерта ни по вдохновенности, ни по мелодическому богатству.
Однако Третий концерт – не столько развитие предыдущих достижений композитора, сколько поворотная точка. Великий русский музыкальный критик Борис Асафьев считал, что именно после Третьего концерта окончательно сформировался «титанический стиль рахманиновской фортепианности». Симфоническое развитие приобретает еще более широкое дыхание, связи между частями формы становятся еще более прочными, а фортепианную фактуру уже безо всяких натяжек можно назвать монументальной.
Известно, что еще в 1914 году существовали свидетельства того, что композитор вскоре собирается представить публике свой Четвертый концерт. Однако этого так и не случилось. На первый план вышла исполнительская деятельность, и молчание Рахманинова-композитора затянулось на целых десять лет.
В течение этого периода Рахманинов выступает в качестве солиста, а иногда и в качестве дирижера. Завершение Четвертого фортепианного концерта знаменовало возвращение Рахманинова к композиторской деятельности в 1926 году.
Сравнительно широко распространено мнение, что столь длительное время работы над концертом не могло не сказаться на его качестве, что он не является такой же вершиной в наследии композитора, как предыдущие три концерта.
Однако время постепенно расставляет все на свои места, и сегодня многие начинают понимать: то, что Рахманинов писал свой Четвертый концерт в течение настолько долгого времени (наверное, можно сказать, что за это время сменилось несколько разных эпох – хотя бы в его собственной жизни) – не обидный недостаток, а удивительный пример того, как человек, воспитанный на высочайших идеалах старого века, разрывается между прошлым и будущим, Старым и Новым.
Музыка Четвертого концерта может даже навеять ассоциации с некоторыми образами поэзии Александра Блока. Хотя назвать эту музыку очевидно мрачной – нельзя. При всей ее сумрачности, нельзя не заметить, что в финале концерта возвращается побочная партия из первой части. В каком-то смысле можно считать это поворотом к свету, несмотря на то, что путь к такому повороту долог и тяжел.
Впрочем, как всегда в музыке, возможны и другие трактовки, но важно другое: Четвертый концерт Рахманинова медленно, но верно прокладывает себе дорогу на концертную эстраду, укрепляется в репертуарах лучших пианистов сегодняшнего дня, и хочется верить, что через десять-пятнадцать лет его уже нельзя будет назвать «редко играемым произведением».
Последним из крупных сочинения Рахманинова для фортепиано с оркестром является «Рапсодия на тему Паганини», написанная в 1934 году на тему знаменитого 24-го скрипичного каприса итальянского виртуоза и композитора. С колоссальным чувством стиля Рахманинов развивает тему Паганини, не утрачивая при этом черт, присущих ему самому.
Слушая это произведение, наверное, можно вспомнить легенду о том, что Паганини заключил договор с силами зла, которые наделили его, как скрипача, невероятной виртуозностью, а как человека – удачливостью в любви. Что происходит в результате таких сделок – известно.
Рахманинов в творчестве и в жизни Николая Луганского — отдельная и важная тема. Многие сегодня считают Луганского одним из лучших интерпретаторов музыки Сергея Васильевича. Начиная с 2001 года пианист дает в Ивановке, в музее-усадьбе композитора, благотворительные концерты. Благодаря финансовой поддержке Луганского в усадьбе восстановлены мемориальные комнаты Сатиных и библиотека.
Говоря же об оркестре Большого театра, нельзя не вспомнить о том, что имя Сергея Рахманинова исторически связано с этим коллективом. Как дирижер Рахманинов работал в Большом театре с 1904 по 1906 г., дирижируя русскими операми. Именно в этот период он создал две одноактные оперы, «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», премьеры которых состоялись в Большом театре в 1906 году под управлением автора.
Майские концерты – не первый опыт сотрудничества Николая Луганского, Александра Ведерникова и оркестра Большого театра. Творческое общение началось несколько лет назад и активно продолжается. Сам Николай Луганский говорит:
«Оркестр Большого театра просто замечательный, и мне очень нравится сочетание Рахманинов и Ведерников. Кроме того, это тот редкий случай, когда с дирижером приятно общаться и как с музыкантом, и как с человеком».
Соб. инф.