21 апреля 2022 в галерее “Нико” с сольным концертом выступит пианист Никита Тонконогов. Это первый концерт пианиста после двух лет молчания, вызванного пандемией COVID-19.
За это время пианист окончил специальную магистратуру Бернского университета искусств и получил Диплом солиста, переехал в Москву после 7 лет, проведённых в Швейцарии, а также получил актёрское образование и параллельно с музыкальной карьерой занялся карьерой киноактёра.
Программа вечера включает три масштабных сочинения. Открывает вечер “Чакона” И.С. Баха из Партиты ре минор для скрипки соло в переложении для фортепиано Ф. Бузони. Одно из самых узнаваемых произведений классической музыки, известно, что Бах сочинял его, находясь в потрясении от внезапной кончины его первой жены. Чакона считается не только совершенным сочинением по структуре, но также обладающим большой эмоциональной и духовной силой.
“В молодости я верил, что если сыграю Чакону достаточно хорошо, то все войны на земле прекратятся”,
– говорил скрипач Иегуди Менухин.
Далее прозвучит Сюита Пауля Хиндемита “1922”. Яркая, провакационная музыка, отражающая настроение времени своего написания. Американские танцы и джазовые обороты, ставшие популярными в Европе после Первой мировой войны и пандемии испанки, приобретают гротескные формы и передают ужас и ощущение катастрофы, как реакцию на исторические события.
Особняком стоит центральная пьеса цикла, не являющаяся танцем, Nachtmusik (“ночная музыка”) – словно показывает одиночество человеческой души посреди кошмаров ночи мира, отрёкшегося от гуманизма.
Во втором отделении прозвучит музыка Ференца Листа. Вторая тетрадь “Италия” из цикла “Годы странствий”. Семь пьес написаны по мотивам произведений итальянского искусства эпохи Возрождения, которые воспевают гуманистические ценности, лежащие в основе культурного кода всей европейской цивилизации.
Здесь и “Обручение” по одноимённой картине Рафаэля, и “Мыслитель”, размышляющий о смерти – статуя Микеланджело с гробницы Лоренцо Медичи, и “Каватина Сальватора Розы” – художника, поэта и музыканта, который для Листа был образцом жизнерадостного, свободного от условностей художника.
Три Сонета Петрарки передают красоту и тонкость любовной лирики поэта. И в финале – Соната-фантазия “По прочтении Данте” по мотивам “Божественной комедии” с её инфернальными звучаниями, размахом фрески и апофеозом света в конце.
Никита Тонконогов – русский пианист, обладающий ”замечательной индивидуальностью и превосходной техникой” (Вэн Клайберн). Начал играть на рояле в возрасте четырёх лет, в девять – дебютировал с оркестром на сцене Большого зала Московской консерватории, в одиннадцать дал свой первый сольный концерт.
Выпускник Московской консерватории (класс проф. М. С. Воскресенского, доц. С. Н. Кудрякова) и Бернского университета искусств (проф. Томаш Хербут).
С 2014 по 2021 годы проживал преимущественно в Швейцарии, где активно концертировал. Участвовал в фестивалях в Байройте, Зальцбурге, Нью-Йорке и Давосе. Выступал с сольными концертами в залах Московской консерватории и ММДМ.
“Российская газета” отмечала:
«В полных тонких нюансов интерпретациях Тонконогова чувствуется неумолимая пульсация жизни».
Немецкая Schwäbische Zeitung назвала его «пианистом экстра класса». Выдающийся финский пианист Матти Раекаллио назвал его
«ярким талантом с превосходными музыкальными и интеллектуальными способностями».
Пианист совершенствовал своё мастерство под руководством многих прославленных музыкантов: К. Хельвиг (Берлинский университет искусств), Дж. Ловенталь и М. Раекаллио (Джульярдская школа), Л. Дорфман (Академия музыки Тель-Авива). Сотрудничал с Хельмутом Лахенманом. В 2018 стал победителем международного конкурса пианистов имени Зигфрида Вайсхаупта.
Пресс-служба галереи “Нико”