«Вещь в себе» – просветительский абонемент Московской филармонии, раскрывающий широкой аудитории загадки музыки последнего столетия.
Шестой концерт цикла, 16 марта 2023 года, посвящен оркестровому шедевру Белы Бартока «Музыка для струнных, ударных и челесты» – навстречу дню рождения композитора, который отмечается 25 марта.
Сочинение представит Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Фёдора Леднёва, а ведущий и автор цикла Ярослав Тимофеев познакомит слушателей с его историей, содержанием и внутренним устройством.
«Музыка для струнных, ударных и челесты» – фактически симфония с нестандартным тембровым решением: струнный состав распределяется зеркально по разные стороны сцены, а между ними – ударные, фортепиано, арфа и челеста.
Такое расположение дает стереофонический звуковой эффект и возможность антифонных противопоставлений, которую Барток реализует во второй и четвертой частях. Среди разнохарактерных образов – тревожных, динамичных и таинственных – находится место и фарсу: в финале звучит пародия на «Бессмысленную песенку» Чарли Чаплина (появившуюся незадолго до сочинения Бартока), в которой мир впервые услышал голос знаменитого актера немого кино.
Множество виртуозных находок есть и в структуре сочинения, среди них – симметричные построения и замкнутое движение по квинтовому кругу тональностей. В основе знаменитого соло ксилофона в третьей части лежит числовая последовательность Фибоначчи. А начальная тема, построенная на напряженных хроматических ходах, появляется в разных обличьях во всех частях – с измененным ритмом, интонациями и гармонией.
Фёдор Леднёв – авторитетный интерпретатор музыки XX–XXI веков, в том числе творчества Бартока: в нынешнем сезоне под управлением дирижера состоялась премьера новой постановки оперы «Замок герцога Синяя Борода» (1911) с прологом и эпилогом Валерия Воронова (2022) на сцене Пермского театра оперы и балета (режиссер – Евгения Сафонова).
Фёдор Леднёв – дирижёр оркестра musicAeterna (с 2019 года) и Санкт-Петербургского ансамбля современной музыки eNsemble (с 2001 года), постоянный приглашённый дирижёр Московского Ансамбля Современной Музыки, участник российских и европейских фестивалей. Под его руководством состоялось более 200 мировых премьер сочинений российских и зарубежных композиторов.
Ярослав Тимофеев: “Музыке нужно доверять как природному явлению”
Ярослав Тимофеев – кандидат искусствоведения, один из самых востребованных лекторов в России, автор и ведущий просветительских проектов Московской филармонии.
Пресс-служба Московской филармонии