Новый абонемент Большого зала филармонии «Музыка революции: два цвета времени» посвящен 100-летию русской Революции, оставившей неизгладимый след не только в социально-политической, но и в культурной жизни России.
Название абонемента – призыв Блока: «Всем телом, всем сердцем слушайте музыку революции». Автор и ведущая абонемента – Юлия Кантор, историк и публицист, доктор исторических наук.
В программе первого концерта 27 октября 2017 – столкновение двух времен. С одной стороны, укорененный в традициях XIX века Первый фортепианный концерт Рахманинова. Написанный в 1890-1891 годах, он стал первым сочинением, которое молодой композитор решился предать огласке: присвоил ему опус 1 и вел от него отсчет дальнейших своих сочинений.
В этой музыке – черты романтических концертов, отголоски музыки Шопена, Шумана и Грига. И вместе с тем – тот Рахманинов, который совсем скоро станет известен всему миру: «львиная хватка», фортепианная звучность, волевой пафос.
Эта партитура была особенно дорога композитору: в 1917-м году, почти через 30 лет, он вернулся к ней, значительно переработал, а затем неоднократно исполнял ее в концертах. В этом же отделении прозвучит Вокализ – одно из самых известных сочинений Рахманинова, созданное в 1912-м году и посвященное певице Антонине Неждановой.
Вторая часть программы – стихия, «красного», советского: Кантата Прокофьева «К 20-летию Октября». Она была написана в переломный момент жизни Прокофьева: в это время он окончательно решил вернуться в Советский Союз, и, естественно, осознавал, каковы направленные на него ожидания и его обязанности в статусе советского художника.
В качестве основы для кантаты композитор использовал тексты Маркса, Ленина и Сталина, практически совершенно не адаптированные для художественных целей. Задача их эстетизации, с которой композитор блестяще справился, вызывала сомнения у многочисленных контролировавших творческий процесс институций.
Работа неоднократно приостанавливалась, для преодоления препятствий композитор был вынужден писать маршалу Тухачевскому и председателю СНК Молотову. Прокофьев горел этой идеей, неоднократно перерабатывал музыку, вводил новые части и новые тексты, расширял состав оркестра, менял концепцию.
Однако на финальном прослушивании кантаты вердиктом ей прозвучал вопрос: «Что же Вы, Сергей Сергеевич, взяли тексты, ставшие народными, и положили на такую непонятную музыку?» В итоге широкие празднества по случаю 20-летию революции прошли, а эта музыка не была исполнена. Не была она исполнена и долгие годы после: сам Проко- фьев ее так и не услышал.
Кантата впервые прозвучала в 1966 году в отредактированном виде под управлением Ки- рилла Кондрашина. По понятным соображением часть «Конституция» на текст Сталина была тогда опущена. В целостном виде сочинение впервые было исполнено только в 1984 году.
Программа первого концерта абонемента «Музыка революции: два цвета времени» прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии, за дирижерским пультом Народный артист России Николай Алексеев.
В концерте примут участие: Концертный хор Санкт-Петербурга и Петербургский камерный хор, Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы, а также солисты – Андрей Коробейников (фортепиано) и Николай Буров (чтец).
Со словом перед концертом выступит автор и ведущая абонемента – Юлия Кантор.
27 октября, пятница 20:00. Дирижер – Николай Алексеев.
Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии