Для широкой публики и даже для большинства музыкантов немецкая музыка – это всегда воплощение глубокого философского осмысления мира.
Но немецкая музыка – это нередко также юмор, сатира и ирония!
Достаточно вспомнить “Шутку” Баха, “Ярость по поводу утерянного гроша ” Бетховена или “Трехгрошовую оперу ” Вайля и многие другие произведения. В нашем концерте мы хотим обнажить контрасты между серьезным и ироничным в современной немецкой музыке, поэтому в программе концерта – сочинения, представляющие противоположные эмоциональных полюсы.
Для участия в этом проекте в Москву приедет замечательный немецкий композитор Йоханнес Шёльхорн, профессор композиции и директор института новой музыки Высшей школы музыки Фрайбурга. Кульминацией концерта станет мировая премьера его нового сочинения “à Moscou”, которое автор написал специально для этого концерта и посвятил ансамблю «Студия новой музыки».
В программе концерта, который состоится 19 апреля 2019 в Рахманиновском зале Московской консерватории, прозвучит ряд выдающихся сочинений, представляющих противоположные эмоциональных полюсы немецкой современной музыки – «с иронией и без»:
- Сара Немцов. …beredtes Schweigen для ансамбля (2005), российская премьера;
- Хельмут Лахенман. temA для сопрано, флейты и виолончели (1968);
- Николаус А.Хубер. Zum Beispiel. Wogende Aeste для ансамбля (2011);
- Йоханнес Шёльхорн. à Moscou для ансамбля (2018), мировая премьера;
- Йоханнес Шёльхорн. Anamorphoses для ансамбля (2004);
- Арнольд Шёнберг. Nachtwandler, переложение для сопрано и камерного ансамбля (1901);
- Макс Ковальски. Лунный Пьеро, переложение для сопрано и камерного ансамбля Йоханнеса Шёльхорна (1913).
Их исполнит Ансамбль солистов “Студия новой музыки” п/у Игоря Дронова. В качестве солистов выступят Екатерина Кичигина (сопрано), Марина Рубинштейн (флейта) и Ольга Галочкина (виолончель).
Сочинение Йоханнеса Шельхорна – Anamorphoses (2004) представляет собой жанр транскомпозиции, в котором композитор обращается к материалу эпохи барокко, предлагая слушателю актуальную перспективу вслушивания в уже знакомые структуры. В сочинении музыка Баха подвергается радикально-авангардной обработке, которая парадоксальным образом сочетается с джазово-свинговой манерой изложения.
Обработка и оркестровка Шёльхорна малоизвестного сочинения “Лунного Пьеро” Макса Ковальского (“Пьеро” не Шенберга, а его современника!) – блестящий образец ироничного отношения к музыке немецких кабаре начала XX века.
В концерте также прозвучит песня Nachtwandler (Лунатик) Арнольда Шенберга из цикла «Песни кабаре», который впервые прозвучал в легендарном берлинском кабаре Überbrettl.
На противоположном полюсе нашей программы – сочинение патриарха немецкого радикализма – Хельмута Лахенмана, чье творчество во многом определило пути развития современного искусства во всем мире. Солисты ансамбля исполнят его трио temA (1968), репетиции которого композитор проводил лично с музыкантами “Студии”.
В программе этого вечера будет исполнена пьеса “Zum Beispiel. Wogende Aeste“ (“К примеру. Вздымающиеся ветви”) Николауса Хубера, написанная в 2011 году специально для «Студии новой музыки», а также российская премьера радикальной представительницы молодого поколения, которая реализует свои замыслы на грани собственно концертной ситуации, музыкального театра и медиаискусства – Сары Немцов.
Пресс-служба ансамбля “Студия новой музыки”