Мировая премьера восстановленной оперы Петра Ильича Чайковского “Ундина” состоится в среду в Клину – в Доме-музее композитора.
В первом исполнении примут участие Анна Аглатова (сопрано), Алексей Татаринцев (тенор), хор Академии хорового искусства имени Попова и Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением народного артиста СССР, маэстро Владимира Федосеева.
“Опера “Ундина” – совершенно особый случай в творчестве композитора. При жизни Чайковского эта опера исполнена так и не была, но большая часть музыки известна широкой публике: разочарованный сценической судьбой “Ундины”, композитор использовал ее фрагменты в других своих сочинениях.
Любопытно, что эта опера была написана не по заказу, а из личного интереса. Это была любимая книга Чайковского с детства. А томик с поэмой Фридриха де ла Мотт Фуке 1838 года, изданный ровно за два года до рождения композитора, хранится у нас в библиотеке”,
– рассказала ведущий научный сотрудник Дома-музея Чайковского в Клину Полина Вайдман. По ее словам, “Ундина” – единственная романтико-фантастическая опера в творчестве Чайковского.
“Изначально ее вроде бы приняли для рассмотрения на постановку на императорской сцене, но в итоге сказали, что опера поставлена не будет”,
– напомнила Вайдман. В 1870 году были исполнены отрывки из “Ундины”. Партитура этих фрагментов сейчас также хранится в Доме-музее. Однако разочарованный провалом, Чайковский написал, что уничтожил оперу.
“Но это не совсем так. Фрагменты оперы он перенес в другие сочинения, большую часть – в “Лебединое озеро”, в “Снегурочку”, во вторую часть Второй симфонии”. “Долгое время в архиве Дома-музея хранился неясный листочек. Танеев думал, что это из “Мазепы”. А сейчас выяснилось, что это фрагмент дуэта Ундины и Гульбранда, реконструкцию которого в 1958 году сделал Шебалин”,
– продолжила она. Работа по восстановлению оперы была проведена в рамках подготовки нового Полного собрания сочинений Петра Чайковского: первые тома его уже выпущены. Однако в случае с “Ундиной” точно знать, как именно выглядела эта опера, не представляется возможным, поэтому в восстановленную версию вошло “все, что удалось подтвердить документально”.
Маэстро Владимир Федосеев в разговоре с ТАСС отметил, что, несмотря на то, что “Ундина” относится к раннему творчеству Чайковского, в ней уже слышно все, что композитор будет делать дальше.
“Из этой оперы возникло много прекрасного Чайковского, которого мы знаем. Мы слышим и “Лебединое озеро”, и Вторую симфонию. Эта опера открывает душу Чайковского. Поэтому думаю, что публика воспримет ее хорошо, хотя это и не полновесный Чайковский. Он и сам, видимо, был ей не доволен. Но тогда и многая другая музыка Петра Ильича долгое время подвергалась критике, сознание слушателей приходило позже. Мы принимаем его всего, с его огромным сердцем, а по мелодизму с Чайковским мало кто может сравниться”,
– убежден Федосеев.
Виктория Иванова, ТАСС