Программа концерта 23 февраля 2020 в Большом зале Московской консерватории состоит из редко звучащих произведений, посвящённых материку.
Африка всегда манила европейцев своими неизведанными просторами, «первозданной» культурой местных жителей, тайнами и сокровищами исчезнувшей цивилизации. Впечатления от путешествий находили отражение не только в научных исследованиях: загадочному континенту посвящено множество картин, романов и других произведений искусства. Великие композиторы — не исключение. Африка играет в их шедеврах всеми своими красками: золотом фараонов, жаром величественной пустыни, экзотикой коренных народов.
Особое место в программе «Симфонических приключений» МГАСО занимает балет Клода Дебюсси «Камма». Действие происходит в Древнем Египте. Камма — имя молодой девушки. Её город осаждён врагами и она, оставшись одна в храме Амона-Ра, трёмя «молитвенными танцами» призывает бога на помощь соотечественникам. Бог внял мольбам: статуя качнула головой и подняла руку. Воодушевлённая Камма умирает в вихре экстатического жертвенного танца в сопровождении вспышки молнии и удара грома.
Музыку на этот сюжет заказала Дебюсси знаменитая канадская танцовщица Мод Аллан. Её танцевальные образы во многом повторяли стиль Айседоры Дункан, а сама Аллан была широко известна благодаря необычной трактовке «Танца семи покрывал» из «Саломеи», поставленной ею по мотивам пьесы О. Уальда.
К сожалению, славившаяся тяжелым характером танцовщицаи и написавший слишком «сложную» для своей эпохи музыку Клод Дебюсси не смогли найти общий язык: проект канул в Лету. При жизни композитора «Камма» не исполнялась — она прозвучала лишь через шесть лет после его смерти, в 1924 году, а сценическая версия появилась и того позже, в 1947-м. В России это произведение будет исполненнно впервые.
Другого французского композитора, Камиля Сен-Санса, Африка буквально спасла от депрессии: после смерти матери (1888) он был не в состоянии сочинять музыку и провёл несколько месяцев в Алжире, сочетая прогулки с чтением книг. В 1890-е Сен-Санс вернулся к работе, но совмещал её с путешествиями по всему миру. Так, в 1891 г., в Каире он записал на бумагу давно созревшую Фантазию для фортепиано с оркестром «Африка», в которой передал местный колорит с помощью необычных ладовых находок и «острых» синкопированных ритмов.
В творчестве русских композиторов Африка представлена не менее широко, хотя и более «опосредованно». Музыку к спектаклю «Египетские ночи» Сергею Прокофьеву заказал режиссёр Александр Таиров. В своём детище он соединил три первоисточника, связанные с историей царицы Клеопатры — «Египетские ночи» А. Пушкина, «Антония и Клеопатру» В. Шекспира, «Цезаря и Клеопатру» Б. Шоу.
Сам спектакль (1935 г.), получившийся слишком «пёстрым» стилистически, продержался в репертуаре Камерного театра недолго, даже несмотря на блистательное выступление Алисы Коонен в главной роли. А музыка Прокофьева, превращённая в симфоническую сюиту, перекочевала из театра в концертные залы и приобрела более прочную известность.
Симфоническая картина Василия Калинникова «Кедр и пальма» тоже написана под впечатлением не от самой Африки: композитора вдохновило стихотворение Генриха Гейне, где одинокий кедр в условиях сурового северного климата мечтает об обласканной южным солнцем пальме.
В финале концерта прозвучит гимн Джона Уильямса «Вытри, Африка, слёзы!» из музыки к фильму С. Спилберга «Амистад», рассказывающего о реальном историческом событии, ставшем одним из этапов на пути жителей африки от рабства к свободе: о восстании африканских рабов на корабле «Амистад» («Дружба» — исп.) в 1839 г. и суде над ними, по решению которого им была возвращена свобода.
В концерте Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана принимают участие Хор студентов Академии хорового искусства имени В. С. Попова и Хор мальчиков Хорового училища имени А. В. Свешникова. Также с оркестром выступит пианист Андрей Гугнин, а за пульт встанет дирижёр Айнарс Рубикис.
Пресс-служба МГАСО п/у Павла Когана