“Минин-хор” впервые исполнит “Метель” Г. В. Свиридова (переложение В. Грязнова для хора, двух роялей и ударных инструментов).
“Московский камерный хор был не только первым исполнителем многих моих сочинений. И каким исполнителем!
—писал Г. В. Свиридов.
— Но он явился тем первым хором, который открыл мне возможности этого жанра. Не раз в его искусстве я находил вдохновение… Отдача здесь невероятная!”
Дружба и сотрудничество Г.В. Свиридова и создателя, ныне президента Московского камерного хора, Народного артиста СССР В.Н. Минина продолжались десятилетия.
Владимир Николаевич вспоминает о подготовке к премьере Концерта для хора “Пушкинский венок”:
— Московский камерный хор мог бы исполнить это сочинение самостоятельно. Но Свиридов любил, чтобы был большой хор. Поэтому я пригласил выступить вместе с нами Новосибирский камерный хор под управлением Бориса Самуиловича Певзнера. Считаю, это был вполне оправданный шаг, потому что на тот момент наш Хор не был таким, я бы сказал, голосистым, каким он является сегодня.
“Пушкинский венок” — наша первая совместная крупная работа с Юрием Васильевичем,
— продолжает маэстро. Именно так — Юрий Васильевич, а не Георгий Васильевич — он называл композитора.
— Свиридов любил некую диктатуру над дирижером. Считал: как он слышит произведение, так оно и должно быть исполнено. Ну, что ж , это — право автора. Конечно, о каком-либо споре со Свиридовым тогда не могло быть и речи. Спорить я начал позднее, когда появилась кантата “Ночные облака”.
Из книги “90. Владимир Минин. Звук на ладонях”:
“1979 год, 180 лет со дня рождения Пушкина, премьера «Пушкинского венка» Свиридова. Что преподнесёт Юрий Васильевич? Огромный успех, овации и жизнь произведения, которая длится по сей день!”
Спрашиваем маэстро:
“Почему же в течение 10 (!) лет Хор исполнял лишь фрагменты этого сочинения?”
И получаем ответ:
— Мы настолько часто исполняли “Пушкинский венок”, что у меня, как у дирижера, появилось некое пресыщение этим сочинением. Мне казалось, что повторение пройденного без нахождения каких-то новых красок, оттенков, это — бессмысленное дело.
В “Минин-хоре” — так называют коллектив музыканты и публика — работают педагог по вокалу, народная артистка России Н. Б. Герасимова и инспектор В. В. Нестерова, которые в 1979 г. принимали участие в премьере “Пушкинского венка”. Есть артисты, которые исполняли это произведение в 90-е годы прошлого века и в первом десятилетии века нынешнего. И есть те (их большинство), кто 16 марта впервые будут петь все десять частей этого сочинения.
— Мало кто из композиторов так знал человеческий голос и умел обращаться с этим инструментом, как Свиридов,
— говорит художественный руководитель и дирижер Московского камерного хора Т.Ю. Гольберг.
— “Пушкинский венок” — истинно вокальная музыка, в ней заложены самые глубокие и тончайшие переживания русской души.
За 10 лет у Хора накопилось желание полностью исполнить это произведение, а у публики — услышать его. Но это будет несколько иное исполнение, чем раньше. Другой ритм, другие решения,
— продолжает Тимофей Гольберг.
— В последнее время мы много исполняли ультрасовременной музыки. И, в частности, западной. “Пушкинский венок” для нас — отдушина.
Второе отделение концерта откроют “Три старинные песни Курской губернии” Георгия Свиридова.
Из дневника композитора:
«Часто я вспоминаю свою родину — Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края — особенно. До 50-х годов (как я знаю) хранились в памяти народных певцов и певиц передаваемые изустно из поколения в поколение дивные старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их».
— Юрий Васильевич в шутку называл это сочинение “отходами” от кантаты “Курские песни”,
— рассказывает Владимир Минин.
— Дело в том, что в основе и того, и другого произведения лежат песенные образцы курского фольклора из сборника Анны Васильевны Рудневой. Семь из них Юрий Васильевич отобрал для кантаты “Курские песни”, созданной в 1964 году. Из остальных собирался сделать новое произведение. Начинал работу, откладывал, вновь возвращался к замыслу.
«Три старинные песни Курской губернии» были изданы лишь в 1990 году. Это сочинение изначально было предназначено для нас. Создавая его, Свиридов слышал, как оно будет исполнено Московским камерным хором. Так что адрес определенный.
В 1973-1974 гг. композитор доработал отдельные музыкальные эпизоды, созданные им ранее для фильма режиссера В. Басова.
Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина “Метель” написаны для исполнения симфоническим оркестром. Тем интереснее будет услышать “прочтение” любимым хором Георгия Свиридова переложения этого сочинения, сделанное В. Грязновым для хора, двух роялей и ударных инструментов.
— Оркестровое письмо Свиридова невероятно вокально. Роскошная музыка! Благодаря переложению В. Грязнова, мы можем соприкоснуться с ней. Это — большая радость,
— говорит Тимофей Гольберг.
— Петь переложение “Метели” удобно. Та же длиннющая мелодия, невероятная широта мелоса, в котором так и слышатся русские просторы.
В вокальном исполнении эта музыка звучит настолько убедительно, что думаешь: не слышал ли Свиридов хор, когда писал для оркестра?
Конечно же, хор никогда не споет так, как звучит оркестр. Но в переложении “Метели” мы находим свое, особое звучание.
По мнению Маэстро Минина,
“факт появления транскрипции “Метели” свидетельствует о том, что репертуарный портфель довольно скуден, поэтому приходится перелицовывать “пиджак”.
Художественный руководитель и дирижер Тимофей Гольберг допускает, что коллектив могут подвергнуть критике: “мол, начали оркестровое петь”.
— Но русской музыки такого качества, как у Георгия Васильевича, которая, к тому же, вокальна в своём изложении, немного,
— считает Тимофей Юрьевич.
— Безусловно, нельзя говорить о том, что, перепев всего хорового Свиридова, “Минин-хор” взялся за оркестрового. Транскрипция Грязнова — отдельная “вещь”. И проба пера, когда имеется такое замечательное переложение, вполне возможна.
Мы постараемся исполнить сочинение так, чтобы образы “Метели” в хоровом изложении рисовались не хуже, чем в авторском, оркестровом варианте.
Но, конечно, главную оценку и переложению “Метели”, и исполнению этого сочинения Московским камерным хором даст публика. Артисты очень ждут встречу с ней 16 марта.
Солисты: Филипп Копачевский, фортепиано; Елена Ильина, фортепиано; Михаил Гужов, бас. Дирижер концерта — Тимофей Гольберг.
Пресс-служба Московского камерного хора