Демоном в образе монаха называл Ференца Листа Генрих Нейгауз. С детства глубоко набожный, Лист постоянно стремился проникнуть “по ту сторону” – в темный мир инфернального.
Под конец своей долгой и бурной жизни он принял постриг и носил сутану. Стремление к постижению духовного, мистического, к философскому знанию сочеталось в нем со сверхъестественным виртуозным пианизмом.
Эволюция композиторского стиля Листа доходит до глубоких прозрений поздних лет, приближающихся по языку к композиторам ХХ века – Дебюсси, Скрябину, Бартоку.
2 ноября 2019 в Камерном зале Московского международного дома музыки в исполнении блестящего, обладающего редкими виртуозными способностями, пианиста Михаила Лидского прозвучит концертная программа, которая отражает едва ли не все грани листовского мира.
Слушателям откроются огромные возможности рояля, звучащего то как оркестр, то как орган, то как голос…
Здесь и виртуозное преломление венгерского фольклора (праздничная 12-я рапсодия и инфернальный “Чардаш”), и романтически-живописные полотна (Баллада си минор), и тончайшие миниатюры (Сонет Петрарки, Концертные этюды, поздние пьесы – “Серые облака”, “К празднику Преображения”), и фантазия и фуга на тему B-A-C-H (своего рода стилизация под органную импровизацию великого Иоганна Себастьяна Баха), и одна из вершин пианизма – Фантазия на темы из “Дон-Жуана” Моцарта, написанная не столько как салонный парафраз, сколько как симфоническая поэма для фортепиано, предельно ярко отражающая романтическое “двоемирье”, столь характерное для Листа.
Пресс-служба ММДМ