Агентство Apriori Arts представляет новую программу Александра Кашпурина в Москве. Третий сольный концерт петербуржского пианиста в столице снова пройдёт в Галерее Нико.
В Международный день музыки 1 октября он представит уникальную программу «Лабиринты красоты». В основу единого музыкального нарратива лёг постоянно пополняющийся и насчитывающий на сегодняшний день уже 5 тетрадей сборник фортепианных пьес «Русские тупики» Настасьи Хрущёвой.
Вот что говорит сам пианист о предстоящем концерте и его идейной основе:
«Программа «Лабиринты красоты» имеет такое название по двум причинам. Когда я заинтересовался «Русскими тупиками» Настасьи Хрущёвой и захотел включить их в свою программу, я много всего читал о них, и услышал в одном из интервью Настасьи, что «Русские тупики» – это своего рода лабиринты красоты. Меня очень тронуло это высказывание, и я его запомнил.
«Лабиринты красоты» – это программа про погружение во внутренний мир, про сказочность этой внутренней жизни. Человек как создание несёт в себе множество тайн, и погружаясь в самого себя, он начинает эти тайны открывать, как бы блуждая в лабиринтах красоты этого мира. И это не внешние объекты, которыми человек может любоваться, а та внутренняя красота, которую он в себе находит и начинает любить в себе эту первозданность, стремиться к ней, становиться лучше.
Этот процесс можно называть по-разному: либо покаянием, либо самосовершенствованием, либо как-то иначе. Этакое блуждание в самом себе.
Как же это будет отражено в программе? Дело в том, что все произведения, которые в ней прозвучат, они как бы немножко «избегающие» этого мира. Первое произведение – это «Посланник» Сильвестрова, и это по сути «медленный Моцарт на педали», Моцарт в наших грёзах, Моцарт как явление и первозданная красота. Это погружение в сон.
А дальше звучат «Забытые мотивы». 38-й опус Метнера начинается с «Сонаты-воспоминания», и удивительно, что весь этот опус – рефлексия. Я не хочу бросаться громкими словами, но это всё больше, чем житие в прямом смысле. Весь цикл – это какая-то внутренняя работа, потому что одна и та же тема появляется практически в каждом произведении, и весь цикл, что удивительно, состоит из множества танцев и песен. Тема переходит из пьесы в пьесу, заставляя нас думать, что это, скорее всего, жизнь одного человека.
Я думаю, что «Забытые мотивы» – это не столько название скромного художника, а те мотивы, что мы когда-то забыли в той своей первозданной красоте. И слушая их, мы начинаем себя переосмыслять. Вот таким будет первое отделение концерта – сказочным.
Мне вообще Метнер нравится тем, что множество своих произведений называл «сказками». Его стиль – иносказательный, очень метафоричный, буквально как сказка, где ребёнок видит одну красоту, а взрослый – совсем другую, и это равноценно важно. То есть для каждой души находится своя красота.
Во втором отделении звучат «Русские тупики» Настасьи Хрущёвой, как некий код русского человека. Своеобразный русский сувенир для людей всего мира. В этом есть что-то лубочное. Это как будто бы «русскость в замкнутом пространстве», в данном случае – в пространстве одного человека.
«Русские тупики» перемежаются с невероятно красивыми миниатюрами русских композиторов разных эпох, создавая сюжет о борьбе добра и зла. Об ангельском и демоническом, о выборе, о том, что влечёт и что этот выбор рождает. Перемежаются «Болезнь куклы» Чайковского и «Сатаническая поэма» Скрябина, «Колокола» Слонимского и только что написанная специально для этого концерта пьеса «Неистовое» молодого композитора Зохраба Панахова.
Я попросил его написать произведение, которого мне очень не хватало в этой программе, чтобы в какой-то момент после всяких наваждений зазвучала токката с вечными повторениями. И за основу была взята песня, которая в детстве мне внушала какой-то страх. Это может показаться странным, но эта песня – «Моё сердце остановилось». Этот простой повторяющийся мотив, в котором есть какая-то фатальность. И название мне нравится! И речь там идёт, вроде бы, про любовь, но сам стиль музыки совершенно не романтический, в нём есть ощущение потери: потери времени, потери жизни. Да, есть любовь, но мир ужасен и жесток.
Будет звучать и Прелюдия ми минор Гольца. Она очень важна в этом нарративе, являясь его психологической кульминацией. Конечно, не обойдётся без чего-то радостного и лёгкого, как, например, «Детская полька» Глинки. И будет ещё парочка сюрпризов!
Смысл этой программы призван нас окрылить. Просто потому что добро всегда побеждает зло – в любом масштабе и в любой плоскости».
Пресс-служба Apriori Arts