«De profundis» — это 129-й псалом, знаменитая покаянная молитва угнетенных, взывающих к спасению, текст и тема которой стали основой для самых разных музыкальных произведений начиная с эпохи Возрождения. Программа концерта оркестра im Spiegel 5 сентября 2024 в ДК “Рассвет” посвящена трагическому переживанию в музыке и соединяет интровертные, темные, наполненные сдержанной яростью и рефлексией сочинения четырех композиторов — Хиндемита, Брукнера, Уствольской и Шостаковича.
Программу «De profundis» открывает соната Пауля Хиндемита для скрипки и фортепиано, написанная сразу после Первой мировой. Ее исполнят Федор Безносиков (скрипка) и Михаил Турпанов (фортепиано).
Миниатюрное сочинение, состоящее всего из двух частей (в традиционной сонатной форме их три) звучит как вопрос, оставшийся без ответа, — или как размышление вслух. Соната связана с каждым из номеров программы, но в большей степени — с симфонией Шостаковича: вторая часть сонаты как будто предвосхищает музыкальный язык позднего DSCH.
За Хиндемитом следует адажио из квинтета Антона Брукнера, часто исполняемое как самостоятельная пьеса. Светлая и нежная, но все же очень сосредоточенная на себе музыка, построенная на отказе от всего внешнего. Про Брукнера часто говорят, что он должен был быть композитором эпохи Баха или Шуберта, однако в действительности его идеи наиболее живо раскрываются именно в диалоге с композиторами ХХ века.
Смысловой центр вечера — пьеса Галины Уствольской. Октет с совершенно нестандартным набором инструментов (два гобоя, четыре скрипки, литавры, фортепиано), завершенный в 1950 году, поражал даже современников.
По свидетельству критика Михаила Бялика, Шостакович, услышавший октет на сборном концерте советских композиторов, ушел с него, не став слушать остальных, — Уствольская произвела на него сильнейшее, «поглотившее душевные силы» впечатление. Полный темной статичной энергии, октет — возможно, лучшее сочинение для знакомства с идеями Уствольской. Если первая часть концерта «De profundis» наполнена психологизмом, то октет отбрасывает слушателя куда-то за пределы сферы человеческих чувств.
Именно из этой точки ансамбль предлагает послушать 14-ю симфонию Дмитрия Шостаковича (сопрано — Елене Гвритишвили, бас — Илья Татаков, дирижер — Федор Безносиков). Она стала первой из нескольких произведений композиторов, в которых можно расслышать его прощание с жизнью. Единственный в программе «De profundis» композитор-атеист, прямо рассуждающий о смерти, пытается, не теряя самообладания, осмыслить то, что его ожидает.
В жизни Шостаковича это был период сочинений «задумчивых, самоуглубленных, написанных в первую очередь как будто для себя» — то же можно сказать про всю программу.
Пресс-служба оркестра im Spiegel