20 апреля 2022, в преддверии православной Пасхи, в Зале Чайковского будет исполнено сочинение Йозефа Гайдна «Семь последних слов Спасителя на кресте».
Шедевр, впервые прозвучавший в исполнении камерного оркестра, известен также в авторских версиях для клавира, для струнного квартета, для солистов, хора и оркестра.
Новые обработки «Семи слов» появляются и в наше время; одна из них принадлежит знаменитому виолончелисту Владимиру Тонхе. На Страстной неделе ее представят виолончелист Борис Андрианов, ансамбль Questa Musica и дирижер Филипп Чижевский.
Сочинение «Семь последних слов Спасителя на кресте» для небольшого оркестра было заказано Гайдну в 1786 году. Музыка предназначалась для исполнения в Страстную пятницу на службе в подземной часовне Oratorio de la Santa Cueva (Ораторий Святой Пещеры) в испанском Кадисе.
«Это была очень торжественная церемония,
– рассказывал Гайдн.
– Стены, окна и колонны убирали в черное; в центре храма с потолка свисала единственная лампа, горевшая тусклым светом.
В полдень двери закрывались, и оркестр начинал играть. После интродукции епископ всходил на трон, декламировал отрывок из Семи слов и истолковывал его. Затем спускался и на некоторое время преклонял колена перед алтарем. Эту паузу заполняла музыка.
После этого епископ поднимался и спускался еще шесть раз, и всякий раз после короткой проповеди звучала одна из сонат».
За произведение, впервые исполненное 26 марта 1787 года, автор получил необычное вознаграждение: шоколадный торт, заполненный золотыми монетами. Сочинение имело большой успех, вскоре после премьеры исполнялось в Париже, Риме, Берлине и Вене.
Гайдн очень высоко ценил его; чтобы сделать музыку доступной широкому кругу слушателей, он вскоре создал авторские версии для клавира и для струнного квартета (в нашей стране их неоднократно исполняли, в числе других музыкантов, пианист Алексей Любимов и Квартет имени Бородина). А в 1796 году «Семь слов» впервые прозвучали как оратория для солистов, хора и оркестра.
Одно из наиболее ярких и популярных сочинений Гайдна, «Семь слов» привлекают внимание композиторов и исполнителей и сегодня.
В 2013 году появилась новая версия «Семи слов», созданная по заказу фестиваля камерной музыки «Возвращение» профессором Московской консерватории, композитором Юрием Каспаровым для пяти струнных, пяти духовых и литавр. А за сорок лет до того свое переложение гайдновского шедевра представил виолончелист Владимир Тонха.
«Обилие вариантов у самого Гайдна дало мне, на мой взгляд, моральное право сделать ещё один вариант – для виолончели с камерным оркестром,
– рассказывает маэстро в интервью изданию Stravinsky.online.
– Впервые мы сыграли его в 1973 году, в зале Академии [имени Гнесиных]. Это было первое в советское время исполнение “Семи слов Христа”. И тогда мы не могли себе позволить называть это произведение со сцены именно так, поэтому объявляли следующим образом: Йозеф Гайдн, Квартет op. 51.
Но мы не побоялись объявить названия частей, например: “Господи, прости, ибо не ведают, что творят” и другие. Альберт Семёнович Леман тогда сказал мне: “Вы, молодой человек, испортите себе жизнь”. Но ничего удивительного в этом нет».
Обработку Владимира Тонхи представят виолончелист Борис Андрианов, ансамбль Questa Musica и дирижер Филипп Чижевский. Если транскрипция Каспарова отталкивается от оркестровой версии «Семи слов», то Тонха берет за основу вариант для струнного квартета, где партия первой скрипки говорит от лица Христа, и отдает этот голос виолончели.
При подготовке предстоящего исполнения Филипп Чижевский внес в партитуру ряд корректив, в частности, усилив партию basso continuo (клавесин – Александра Коренева).
«Для меня Гайдн – наиболее авангардный композитор XVIII века,
– говорит Чижевский.
– Его музыку сегодня одинаково хорошо играть как на жильных струнах, так и на металлических. Она идеально сочетается почти с любой другой и звучит абсолютно современно».
Пресс-служба Московской филармонии