Завершающий концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Народного артиста СССР, выдающегося советского пианиста Эмиля Гилельса, пройдет 12 декабря 2016 в Большом зале Московской консерватории.
На сцене выступят известные пианисты Басиния Шульман, Александр Гиндин, Борис Блох и Калужский молодежный симфонический оркестр им. С. Т. Рихтера.
Дирижер Арсентий Ткаченко. Представит музыкантов гостям вечера – внук Эмиля Гилельса Кирилл Гилельс.
В октябре 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения одного из величайших пианистов ХХ века Эмиля Гилельса. Программа вечера, который состоится 12 декабря в Большом зале консерватории, включает в себя концерты для фортепиано с симфоническим оркестром, которые наиболее часто исполнял Гилельс.
Участники концерта – выпускники Московской консерватории, представляющие российскую фортепианную школу: Басиния Шульман (класс Элисо Вирсаладзе), Александр Гиндин (класс Михаила Воскресенского) и Борис Блох (класс Дмитрия Башкирова).
«Эмиль Григорьевич – эталон музыкальной цельности, мужественности, красоты и простоты, и все это в нем уживалось одновременно в каждом звуке. Его сольный концерт даже в записи, не смотря на продолжительность в два отделения, воспринимается как один взятый аккорд.
Его подход к любому сочинению всегда идет от простого к сложному. И в этой предельной ясности мышления таятся огромная мудрость и доброта, которые вызывают полное доверие, а потом заставляют слушателя задуматься.
Эти мудрость и доброта проникают в тебя и выражаются посредством удивительной красоты звука. Не только красоты, но и чистоты. Его звук всегда чист, как хрусталь, он просвечивает насквозь, а в этом и есть честность, когда исполнитель не искривляет свои намерения и способы их воплощения»,
– поделился Александр Гиндин.
В декабрьском концерте прозвучат произведения Л. В. Бетховена, В. А. Моцарта, К. Сен-Санса и Э. Грига. Выбор произведений, сделанный каждым исполнителем, был символичным.
«Второй концерт Сен-Санса для этого выступления я выбрала неслучайно. Те, кто следит за моим творчеством, и иногда читают мои интервью, наверное, знают, что я являюсь горячей поклонницей величайшего пианиста современности Григория Соколова.
Существует знаменитая и очень драматичная история, которая произошла в 1966 году на конкурсе Чайковского, где Эмиль Григорьевич был председателем жюри. За первую премию в тот год боролись два пианиста – Миша Дихтер из США и Григорий Соколов. Общественность горячо поддерживала Мишу Дихтера – писала много хвалебных писем, считая его главным претендентом на первую премию.
Однако Эмиль Григорьевич с самого начала понимал всю величину дарования Григория Соколова и фактически его решением Соколов получил ту первую премию. Гилельс пережил многое за это решение: отвратительные письма от слушателей и даже коллег, жалобы в инстанции, в него даже плевали и закидывали помидорами – но за это решение я его очень уважаю и страшно ему благодарна.
В финале конкурса им. Чайковского 1966 Григорий Соколов исполнял Второй концерт Камиля Сен-Санса»,
– рассказала Басиния Шульман.
«Для меня этот концерт – это, прежде всего, дань уважения и почтения великому коллеге, а также возможность почувствовать себя сопричастным, ведь не смотря на разницу в поколениях, мы служим одному и тому же, и делаем это с полной самоотдачей. Я очень горд этим, и это вызывает очень глубокие чувства»,
– признался Александр Гиндин.
Концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Гилельса в Большом зале Московской Консерватории, с участием Бориса Блоха, Александра Гиндина и Басинии Шульман – финальный в цикле выступлений, которые в память о выдающемся мастере в течение года организовали разные музыканты в лучших концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга.
«Я выросла в тот период, когда великие Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер были в расцвете своих исполнительских сил, их концерты всегда считались выдающимися событиями города, попасть на них было очень сложно. Тем не менее я старалась как можно чаще присутствовать в зале, чтобы наслаждаться живым исполнением и энергетикой.
Помню, что тогдашняя публика делилась на поклонников двух кланов: Рихтера и Гилельса. Кому-то было ближе волевое и сметающее всё на своем пути исполнение Рихтера, кому-то было ближе тонкое, глубоко драматическое, изумительно звучащее исполнение Гилельса. Избежать сравнения между этими двумя гениями было очень сложно, но, несмотря на то, что они были абсолютно разными в музыкальном своем даровании музыкантами, их объединяло одно: стопроцентное, честное служение музыке.
Для меня этот концерт – дань глубокого уважения и преклонения перед талантом Эмиля Гилельса и это большая честь выступить в таком концерте в лучшем зале страны, зале, где я много раз слышала самого Эмиля Гилельса – в Большом зале консерватории»,
– рассказала Басиния Шульман.
Отзываясь о музыкальных концертах, организуемых в этом году в честь 100-летия Эмиля Гилельса, внук Эмиля Григорьевича Кирилл Гилельс отметил:
«Мне очень приятно, что Эмиля Гилельса не забывают не только современные коллеги – исполнители, но также помнят, чтят и уважают его огромный вклад в искусство простые слушатели. Столетие Великого Гилельса в обрамлении замечательных артистов и яркой программы – событие, которое необходимо посетить».
12 декабря на сцене Большого зала Московской консерватории пианисты, представители советской исполнительской школы, исполнят три фортепианных концерта и тройной концерт в сопровождении Калужского молодежного симфонического оркестра им С. Т. Рихтера. Дирижер Арсентий Ткаченко.
В программе концерта:
Л. ван Бетховен. Концерт № 3 c-moll исполняет Борис Блох.
К. Сен-Сан. Концерт № 2 g-moll исполняет Басиния Шульман.
Э. Григ. Концерт a-moll исполняет Александр Гиндин.
В. А. Моцарт. Концерт для трех фортепиано F-Dur K242 – Басиния Шульман, Борис Блох, Александр Гиндин.
О Басинии Шульман
Басиния Шульман – яркая представительница русской фортепианной школы . Родилась в Москве , музыкальное образование получила в Московской государственной Консерватории им. Чайковского (класс выдающейся пианистки, профессора Элисо Вирсаладзе), затем проходила аспирантскую стажировку в Брюссельской консерватории (под руководством Евгения Могилевского).
Басиния Шульман лауреат международных конкурсов:
1990 – конкурс пианистов Хосе Итурби, Испания, 3 премия;
1991 год Ragusa Ibla, Италия 1 и 2 премия;
2000 год Artlivre, Бразилия, 1 премия.
Пианистка много и успешно гастролирует в России и за рубежом, выступая в таких престижных залах, как Большой зал консерватории и Концертный зале им. Чайковского, Московский международный дом музыки, Albert Hall (London), Beethoven Hall (Germany), Theatro Municipal Sao Paolo, Maksoud Plaza, Gran Teatro Valencia и другие. Кроме сольной деятельности, пианистка активно выступает и в камерном жанре.
Среди ее партнеров такие выдающиеся музыканты, как Юрий Башмет и Вадим Репин, Квартет им. Бородина, ансамбли с солистами оркестров «Солисты Москвы» и «Виртуозы Москвы», Федерико Мондельчи (саксофон) и др. В течении многих лет Басиния Шульман является продюсером различных музыкальных проектов и программ (как для взрослой аудитории, так и для детей), которые с успехом идут на таких площадках как Международный дом музыки и Концертный зал дома композиторов.
Записала 7 компакт-дисков:
Сольный диск с концертами Моцарта и Равеля.
Сольный диск «Русская миниатюра» произведениями Чайковского, Скрябина и Рахманинова.
Диск с музыкой современных австрийских композиторов.
«Russian futurism» Диск камерной музыкой Михаила Гнесина.
«Dolce vita» с музыкой Э. Морриконе и Р. Молинелли (солист Федерико Мондельчи (Италия, саксофон), дирижер Константин Орбелян.
«Red Sarafan» (2012) музыка русских композиторов для фортепиано соло и голоса с фортепиано с Анной Азерниковой ( сопрано, Нидерланды).
Монография из трех дисков «Фредерик Шопен» 2016.
Об Александре Гиндине
Заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, пианист, педагог, выпускник Московской консерватории в классе Михаила Воскресенского. Еще до поступления в консерваторию, в возрасте 17 лет, стал лауреатом IV премии Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского, а в 1999 году – лауреатом II премии Международного конкурса пианистов имени Королевы Елизаветы в Брюсселе. Эти успехи способствовали началу интенсивной концертной деятельности пианиста.
В 2007 году Александр Гиндин стал победителем на Международном конкурсе пианистов в Кливленде (США) и получил ангажемент на более чем пятьдесят концертов в США.
В 2006 году был удостоен звания «Заслуженный артист России».
Александр Гиндин является международным художественным руководителем Шведского Королевского Фестиваля – «Royal Swedish Festival», в рамках которых ежегодно проводит концерты, а также художественным руководителем и дирежером Калужского молодежного симфонического оркестра (КМСО) и Ансамбля Солистов « Эрмитаж », с 2010 года арт-директором фестиваля «Приношение Кнушевицкому» в Саратове.
Пианист успешно гастролировал в России и за ее пределами. Его концерты проходят в лучших залах Бельгии, Великобритании, Германии, Франции, Дании, Израиля, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Турции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции, Японии, Китая, Бразилии, США и других стран.
О Борисе Блохе
Лауреат международных конкурсов, выпускник Московской консерватории в классе Дмитрия Башкирова. Пианист и художественный руководитель Одесского театра оперы и балета.
После окончания Московской Государственной Консерватории им. Чайковского по классу профессора Дмитрия Александровича Башкирова и отъезда из СССР в 1974 году Борис Блох выиграл несколько важных международных конкурсов, включая 1-ые премии на конкурсе молодых исполнителей в 1976 году в Нью – Йорке, и на международном конкурсе им. Бузони в 1978 году в Больцано и начал активную деятельность в различных странах мира.
Он выступал в качестве солиста с американскими оркестрами городов Кливленда и Хьюстона, Питцбурга и Индианаполиса, Ван- кувера и Ст. Луиса, Денвера и Нью-Орлеана, Баффало и др. В Европе Блох сыграл все три концерта Чайковского с оркестром Штате- Капелле Берлина и все пять концертов Рахманинова с оркестром Тонхалле Цюриха.
В 1989 году за выдающийся вклад в развитие международной Листианы Блоху была присвоена золотая медаль международного Листовского общества в Вене, а в 1990 году Общество Листа в Будапеште наградило его «Гран При ду Диск Лист» за лучшую запись года.
Борис Блох часто приглашается в качестве члена жюри на различные международные конкурсы пианистов, а также вести мастер-классы в престижных летних музыкальных академиях.
Как дирижер, деятельностью которого Блох занимается с 1991 года, он был музыкальным руководителем (в 1993 . 1995 гг.) Одесского академического театра оперы и балета. В 1994 году он руководил первыми гастролями оперной труппы этого театра в Италии. В Одессе им были осуществлены новые постановки «Орлеанской Девы» Чайковского (режиссер – народная артистка Украины, профессор Ирина Молостова), «Алеко» Рахманинова, «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова и «Сельской Чести» Масканьи, а также проведены работы по возобновлению оригинальной версии «Бориса Годунова», изначально созданной Игорем Шавруком совместно с режиссером Артуром Почаковским.
Пресс-служба концерта