27 октября 2024 – первый день гастролей Пермского театра оперы и балета в Московской филармонии. Программа, которую исполнят на сцене Зала Чайковского Надежда Павлова, Анжелика Минасова, Зарина Абаева, Наталья Буклага и оркестр под управлением Владимира Ткаченко, посвящена вокально-симфоническим и оперным шедеврам австро-немецкого романтизма.
Три колосса – Рихард Вагнер, Густав Малер, Рихард Штраус – были блестящими мастерами оркестрового письма, создавали выдающиеся произведения для оркестра и голоса, хотя Малер предпочитал симфонизированную песню, а Вагнер и Штраус – музыкальные драмы.
Программа концерта обрамлена двумя знаменитыми сценами, расположенными в кульминациях опер и связанными с гибелью главных героинь – Изольды и Саломеи. В центре – вокальные циклы «Песни странствующего подмастерья» Малера и «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса, проникнутые романтическим мироощущением с трагическим оттенком.
Оперу «Тристан и Изольда», сюжет которой восходит к легенде из цикла о рыцарях Круглого стола, Вагнер называл «памятником глубочайшей неразделенной любви», сгорая от страсти к Матильде Везендонк, жене богатого предпринимателя. Во вступлении к опере, определяющем все последующее ее развитие, главенствует «тема томления», пронизывающая в дальнейшем все произведение. Она же расцветает и в сцене смерти Изольды, которой в последние мгновения жизни грезится образ ее возлюбленного.
Финальная ария Саломеи тоже запечатлевает экстатическое, трансцендентное состояние героини. В пьесе Оскара Уайльда иудейская царевна с пугающим восторгом целует мертвые губы пророка, которого обезглавили по ее желанию, и погибает сама. Не случайно Штраус, нашедший для воплощения знаменитого сюжета оригинальный музыкально-драматический стиль, называл свою оперу «скерцо со смертельным исходом».
Вокальный цикл «Четыре последние песни» на стихи Йозефа Айхендорфа и Германа Гессе Рихард Штраус написал всего за год до смерти. Сочинение стало своего рода предчувствием приближения конца: медитативный, ностальгический мир этой музыки связан с образами прощания, утомления, спокойного погружения в сон, а также цикличности в природе.
Напротив, вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья» Малера – произведение еще молодого автора, созданное на рассвете его композиторской карьеры, хотя и не менее печальное. В герое цикла, находящемся в конфликте с миром и в идиллическом единении с природой, Малер видел самого себя: он тоже пережил личную драму, а скитаясь по провинциальным оперным сценам в качестве дирижера, считал себя лишь подмастерьем в музыкальном искусстве.
С оркестром Пермской оперы выступят сопрано Надежда Павлова (заслуженная артистка России, обладательница премий «Золотая маска», «Онегин», Casta Diva и Строгановской премии), Анжелика Минасова (солистка Мариинского театра, приглашенная солистка Пермской оперы, лауреат международных конкурсов), Зарина Абаева (солистка Пермской оперы, приглашенная солистка «Новой оперы» имени Е. В. Колобова) и меццо-сопрано Наталья Буклага (солистка Пермской оперы и театра Урал Опера, приглашенная солистка Новосибирского театра оперы и балета).
За пультом оркестра – главный дирижер Пермского театра оперы и балета Владимир Ткаченко.
Пресс-служба Московской филармонии