В ходе гала-концерта, которым 28 октября 2011 после шестилетней реконструкции откроется Большой театр, зрители смогут оценить все технологические возможности новой сцены, а также все труппы – и оркестр, и балет, и миманс, и хор, и солистов, пообещал режиссер концерта Дмитрий Черняков.
“Концерт будет необычный, практически устроенный как спектакль. Мы посвящаем его открытию здания как важного визуального и исторического бренда, истории здания – тому, как театр открывался раньше, какие художники в нем работали”,
– рассказал в интервью Черняков.
По его словам, в представлении примут участие пять приглашенных оперных солистов с мировыми именами – кто именно, в Большом не рассказывают, чтобы не портить сюрприз.
Изначально предполагалось, что обновленная историческая сцена откроется премьерой “Руслана и Людмилы” Михаила Глинки – этой постановкой также занимается Черняков.
Логику выбора произведения режиссер описывает так:
“Во-первых, главный русский театр должно открывать русское название, причем из классической коллекции. Во-вторых, из всей массы русских опер XIX века только маленькая часть имеет праздничное, позитивное окончание: в основном все они заканчиваются большой трагедией, а открытие театра – все же праздник, и было бы странно, если бы он завершился сценой коллективного самоубийства, как в “Хованщине”, или сценой, где действие происходит на том свете, как в “Сказании о граде Китеже”.
Нужен все-таки торжественный финал, дающий ощущение праздника, а таких опер практически нет”.
Кроме того, продолжает режиссер,
“так исторически сложилось, что Большой театр всегда открывался “Иваном Сусаниным” Глинки. А у отца-основателя две оперы, и если не “Сусанин”, то тогда – “Руслан” Потом все-таки Пушкин. И еще – в “Руслане” много балетных сцен, а важно, чтобы все труппы могли выйти на сцену. И главный аргумент: когда раздается увертюра к “Руслану и Людмиле”, возникает такое ощущение, что это и есть открытие Большого”.
Черняков также напомнил, что
“все большие русские оперы уже поставлены, а “Руслан” еще не нашел настоящего сценического воплощения: в 2003 году Александр Ведерников делал полуконцертное исполнение с элементами декораций и костюмов, но это не было спектаклем.
Шли разговоры, что когда-нибудь театр сделает полноценную продукцию. Я всегда хотел, чтобы это осуществилось и чтобы это сделал я”,
– признался режиссер.
Вместе с тем, после длительных размышлений решено было открытие сделать не четырехчасовой оперой, а полуторачасовым концертом, по формату более приемлемым для людей, которые редко ходят в оперу: ведь на открытие придут политики, главы государств, люди, которые занимались реконструкцией и вкладывали в нее деньги.
“Руслан” же станет первым представлением – премьера состоится 2 ноября.
“Руслан и Людмила” будет достаточно большой продукцией, с размахом,
– заявил Черняков, добавив, что о подробностях не собирается говорить до спектакля.
Дирижировать станет Владимир Юровский, который, как напомнил режиссер, в 18 лет уехал из Москвы и стал одним из самых известных на Западе российских дирижеров, работает с Лондонским филармоническим оркестром, руководит Глайндборнским оперным фестивалем, а теперь впервые примет участие в создании оперного спектакля в России.
“У нас несколько солистов, в частности – сопрано Альбина Шагимуратова, успешно выступавшая на Зальцбургском фестивале в “Царице ночи”, бас Михаил Петренко, который был солистом Мариинского театра, а теперь имеет много международных контрактов, болгарская певица Александрина Пендачанска, английский тенор Чарльз Уоркман, Елена Васильевна Образцова.
Будут молодые певцы – в частности, солистка молодежной программы Большого театра Ульяна Алексюк, будут бас Алексей Тихомиров, одна из известнейших русских меццо-сопрано Елена Заремба, молодой украинский контратенор Виталий Таращенко, призер конкурса “Би-би-си” в Кардиффе, будет Вероника Джиоева”,
– рассказал Черняков.
Он добавил, что и концерт, и оперу репетирует одновременно.