У нас пока относительное концертное затишье, а Израильский филармонический оркестр собирается в Европу.
20 августа он под управлением своего пожизненного музыкального директора Зубина Меты отправится в Зальцбург, чтобы начать месячный марафон по самым престижным европейским фестивалям.
Участие ИФО в таких фестивалях – многолетняя добрая традиция, и то, что его приглашают снова и снова, свидетельствует, что престиж израильского симфонического флагмана в мире по-прежнему высок. Наши филармонисты выступят не только на родине Моцарта, но и в Веймаре, городе Баха и Гете, на фестивалях в Турине, Риме, Милане, а также дадут ряд отдельных концертов в Париже, Амстердаме и Роттердаме.
В программе гастролей премьера Концерта для флейты с оркестром израильского композитора Йосефа Барданашвили (солирует первый флейтист ИФО Йоси Арнхайм), три симфонии Малера – 1-я, 2-я и 7-я, а также 41-я симфония Моцарта (“Юпитер”) и 9-я Дворжака (“Из Нового света”).
Тем временем вовсю идет продажа абонементов на новый сезон. Что он нам сулит? В общих чертах контуры знакомые. В центре сезона, в январе, два концертных исполнения опер. На сей раз Зубин Мета избрал шедевры Верди – “Дон Карлос” и “Аида”. Обещаны интересные солисты, но наученный горьким опытом имен их заранее называть не буду. Сколько уже раз мы бывали свидетелями смены не одного-двух исполнителей, а целых составов!
Если флейтовый концерт Барданашвили достался европейцам, то на нашу долю приходятся премьеры сочинений двух других израильских композиторов, которые по стечению обстоятельств, то ли случайному, то ли в какой-то мере закономерному, тоже являются нашими дважды соотечественниками.
Прозвучат “Поэма контрастов” бывшего одессита Яна Фрейдлина и Концерт для виолончели с оркестром бывшего душанбинца Биньямина Юсупова. В последнем будет солировать Миша Майский, еще один “дважды герой”, который, правда, на исторической родине бывает исключительно наездами, хотя и регулярными.
Коль скоро я заговорил о солистах, то с удовольствием упомяну и то, что в октябрьско-ноябрьской серии с ИФО выступит выдающаяся альтистка Табея Циммерман вместе со своим нынешним мужем, дирижером Стивеном Слоаном. Она сыграет Альтовый концерт Шнитке, “Еврейскую сюиту” Блоха и альтовую версию кларнетового концерта Моцарта.
Кларнет в оригинале тоже будет, но в ноябрьской серии. Нас посетит израильская красавица Шарон Кам, замечательная кларнетистка (а может и спортсменка. судя по ее форме после рождения нескольких детей, но уж никак не комсомолка!). Она солирует в произведениях Шпора и Вебера.
Как уже стало чуть ли не традицией, сезон украшают имена нескольких блестящих молодых скрипачей: Леонидас Кавакос с “Цыганкой” Равеля и “Хаванезом” Сен-Санса, Хиллари Хан с незаслуженно редко исполняемым концертом Дворжака, Гиль Шахам с концертом Стравинского, тоже не частым гостем нашей эстрады, а также концертом Бетховена, Николай Цнайдер с ми-минорным концертом Мендельсона. Право же, Николай мог бы порадовать нас чем-то менее заигранным, в том числе заигранным у нас им самим!
А вот виолончелист, англичанин Стивен Иссерлис (сын золотого медалиста Московской консерватории пианиста Юлия Давидовича Иссерлиса, между прочим) порадует сравнительной редкостью. Во всяком случае, я еще пока ни разу не слышал в Израиле и не встречал в здешних афишах красивый виолончельный концерт Уолтона. К слову, Миша Майский, коллега Иссерлиса, сыграет не только премьеру Юсупова, но и рапсодию Блоха “Шломо”.
Из пианистов, гостей ИФО в предстоящем сезоне, отмечу венца Рудольфа Бухбиндера, который солирует на открытии в 20-м концерте Моцарта и во 2-м концерте Брамса, живущую в США француженку Элен Гримо (4-й и 5-й концерты Бетховена) и венгра Андраша Шиффа. Последний выступит не только как солист, но и как дирижер в программе из произведений Бетховена, Шуберта и Шумана.
Дирижеров, которые наверняка привлекут внимание меломанов, тоже немало. Снова появится у нас неувядаемый (тьфу-тьфу!) Курт Мазур. Целую серию концертов даст блистательный венесуэлец Густаво Дудамель, который через два года станет американцем, возглавив оркестр в Лос-Анджелесе. В его программах с ИФО особого внимания заслуживает 2-я симфония Малера, “Воскресение”. Впрочем, если специалистом по Малеру он уже себя зарекомендовал, то как интерпретатор Моцарта Дудамель нам пока не известен. Между тем он привозит 38-ю, “Пражскую” симфонию и увертюру к “Волшебной флейте”. Любопытно!
В рядах дирижеров также значатся немецкий патриарх Герберт Бломштедт, 47-летний японец Казуши Оно, солидный, но по-прежнему дерзкий Валерий Гергиев (с 6-й симфонией Малера), довольно молодой и весьма талантливый финн Микко Франк (он обещает израильскую премьеру “Апофеоза” финского композитора Рауттавары) и сравнительно юный Ицхак Перлман. Конечно, как человек и скрипач Перлман старше всех, кроме Мазура и Бломштедта, но как дирижер он все еще ходит в категории начинающих. А поскольку вообще-то он музыкант незаурядный, то мы все еще ждем: а вдруг он неожиданно проявит себя и на этом поприще…
А вот от Роберто Аббадо (не путать с его прославленным дядей Клаудио!) я лично ничего не жду. И могу только удивляться, зачем нужно было снова приглашать его к нам. Чтобы продемонстрировать, как не надо играть 3-ю симфонию Бетховена?
Сам Зубин Мета помимо опер предстанет в целом ряде программ. В их числе 3-я симфония Малера с контральто Марианной Липовшек и израильскими хорами. Так что у нас за сезон набирается неплохая малеровская серия.
Особо обещан фестиваль в мае, посвященный 60-летию возрождения еврейского государства. Но тут программы пока не уточнены. К тому же, руководство оркестра жаловалось на пресс-конференции, что обращалось в различные государственные инстанции с предложениями по проведению этого фестиваля, но ответом было гордое молчание. Еще бы! Руководство страны сейчас озабочено тем, как бы половчее от нее избавиться, а тут некстати – юбилей…
Виктор Лихт, Портал “Наутилус”