
4 ноября 2024 года, в 22.30, в рамках всероссийской акции «Ночь искусств» в Малом зале Московской консерватории Международная творческая мастерская «Terra Musica» профессора Юрия Абдокова и камерный оркестр «Camerata Komitas» под руководством лауреата Международной премии им. Бориса Чайковского Эрнеста Алавердяна представляют концертную программу «На грани таянья и льда».
Впервые в России прозвучат “Usquequo Avertis” — Nuit», H 416 — оркестровый фрагмент из «In nativitatem Domini canticum» Марка-Антуана Шарпантье (164—1704) и песнопения Комитаса (1869—1935) в оркестровых транскрипциях Э. Алавердяна.
В Концерте Антонио Вивальди (1678—1741) для гобоя струнных и континуо фа-мажор, RV 457 солирует Лауреат XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского, один из ведущих отечественных гобоистов Федор Освер.
Сольную партию в концерте Вивальди «Ночь» (RV 104) исполнит Лауреат международных конкурсов Мария Корякина.
После триумфального возрождения «Лирического концертино» для малого оркестра Николая Мясковского на концерте «Camerata Komitas» в РЗК 27 сентября 2024 года, когда заполненный до отказа зал приветствовал музыкантов стоя, впервые за четыре десятилетия в Московской консерватории прозвучит еще один камерно-оркестровый шедевр Мясковского из того же опуса — «Серенада для симфонического оркестра» (ор. 32, № 1).
Партитура, изобилующая по слову С. Прокофьева «трансцендентными» исполнительскими трудностями, посвящена Абраму Исааковичу Дзимитровскому — руководителю русского отдела издательства «Universal-Edition», много сделавшему для пропаганды сочинений Н. Мясковского, С. Прокофьева, Г. Попова в Западной Европе.
Возрождению партитуры предшествовал кропотливый исследовательский труд: изучение рукописных материалов Мясковского (партитуры и оркестровых голосов), хранящихся в государственных и частных архивах, выявление большого количества неточностей в прижизненных и посмертных изданиях и фонографических записях.
Тщательная текстографическая работа с нотным материалом, эпистолярием и дневниками Мясковского позволила приблизиться к аутентичному стилистическому образу сочинения, значительно искаженному в существующих немногочисленных записях «Серенады» из-за большого количества «редакторских правок» позднейших времен, предпринятых «для облегчения» исполнительской практики, а также из-за полиграфических опечаток. Главным образом это касается уникальной агогической палитры и нивелированной в «правке» тембровой полидинамики, восходящей к традициям европейского оркестрового экспрессионизма, а также сложной «кинетической драматургии» сочинения, исключающей какую бы то ни было «стабильность оркестрового развертывания в духе классической мерности» (Н. Мясковский).
В завершении концерта прозвучит Поэма для оркестра «На грани таянья и льда» Юрия Абдокова, давшая название всей программе. Премьера опуса, входящего в масштабный цикл «Семь поэм для струнного оркестра», состоялась 15 января 2013 г. в Московской консерватории под руководством Н. Хондзинского. С тех пор партитура исполнялась ведущими камерно-оркестровыми коллективами во многих городах России, а также на концертных площадках Берлина, Вены, Лондона, Питтсбурга, Праги, Токио.
Одним из наиболее последовательных исполнителей цикла поэм Ю. Абдокова в России является дирижер Иван Никифорчин и возглавляемая им «Академия Русской Музыки». Композитор, Народный артист России, профессор Р. С. Леденев, присутствовавший на премьере сочинения, отметил, что
«автору удалось средствами смычкового оркестра воплотить по-настоящему симфоническую палитру. Это в лучшем смысле — школа Бориса Чайковского, умевшего создавать первозданное, принципиально новое, не разрушая основ живого языка.
Музыка Абдокова сродни стихам, в которых сложнейшие чувства выражены с безупречным вкусом, артистизмом и благородством… Это тот случай, когда расстояние между музыкой и молитвой преодолевается…»
Пресс-служба Московской консерватории