4 ноября 2020 года в Большом зале филармонии с Заслуженным коллективом России выступит один из самых востребованных пианистов мира Борис Березовский.
В исполнении солиста и оркестра прозвучат фортепианные концерты Шопена, Прокофьева и Шостаковича. Борис Березовский, в последние годы достаточно часто выступающий с оркестрами без дирижера, в Петербурге в таком качестве выйдет на сцену впервые.
В течение последних сезонов пианист исполнил без дирижера концерты Шопена, Брамса, Рахманинова, Стравинского, Шостаковича, его творческими партнерами в концертах подобного формата становились Российский национальный оркестр, Уральский академический филармонический оркестр. Эти выступления критика сравнивала с покорением Эвереста и называет творческим подвигом и смелым экспериментом.
«Я не считаю себя дирижером, но думаю, что игра с оркестром – это как камерная музыка в большом масштабе. И главный вопрос – почему квинтет играет без дирижера, а оркестр обязательно с дирижером. Это чисто творческий эксперимент,
– говорил Борис Березовский в одном из интервью,
– Концерты Бетховена, например, играются без дирижера, а можно ли пойти дальше, и играть так Шопена, Брамса, Стравинского, Чайковского? Эксперимент показал, что можно. Конечно, кому-то это нравится, кому-то нет. Но стало ясно, что без дирижера можно играть сложнейшие произведения, и мне, как музыканту, этот эксперимент очень интересен.
Мне так удобнее играть и самое главное – получаешь огромное удовольствие от такого музицирования. Для меня при таком исполнении гораздо быстрее происходит контакт, потому что внутри оркестра я лучше чувствую музыкальную фактуру. Оркестранты лучше слышат меня, а я их».
Концерт № 1 Шопена – один из двух концертов композитора, оба они были им написаны в двадцать лет, их премьерные исполнения – с автором за роялем – состоялись в 1830-м году в Варшаве, они вошли в число последних выступлений Шопена на родной польской земле. Концерт № 1 Прокофьева (1911) также был создан двадцатилетним автором и впервые исполнен им же.
Партитура удостоилась противоречивых отзывов – от «К черту всю эту музыку футуристов!» до «Какая свежесть, какой темперамент и самобытность!», сегодня она – неотъемлемая часть мирового фортепианного репертуара. Концерт № 2 был написан Шостаковичем для сына Максима, который и осуществил премьеру в 1957 году в Большом зале Московской консерватории.
Выступление Бориса Березовского и Заслуженного коллектива России состоится в Большом зале филармонии 4 ноября 2020 года, начало в 20 часов. Билеты доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.
«Борис Березовский — пианист редкого сценического обаяния. Его игра отличается невероятной техникой и глубоким звуком, изумительной “летучестью” и потрясающе красивым пиано. Бесспорно, он – истинный последователь великой русской фортепианной школы»,
– отмечал обозреватель влиятельного журнала Gramophone.
Пианист регулярно выступает с лучшими оркестрами, среди которых Нью-Йоркский и Берлинский филармонические, Филадельфийский симфонический, Лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би Би Си, Филармонический оркестр Роттердама, Мюнхенский филармонический оркестр и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и Филармонический оркестр Осло, Оркестр Амстердамского Концертгебау и Национальный оркестр Франции, Симфонические оркестры Бирмингема и Сиднея, Российский национальный оркестр и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Московский камерный оркестр Musica viva, Уральский академический филармонический оркестр, Шведский камерный оркестр, Новый Японский филармонический оркестр и другие.
Заслуженный коллектив России – старейший симфонический оркестр России. Он проводит сезон 2020/21 под знаком 100-летнего юбилея созданной на его основе Санкт-Петербургской филармонии. Более чем 130-летняя история коллектива, по определению зарубежной критики, «входящего в мировую элиту и, без сомнения, исторически самого важного в России оркестра», – началась с Повеления Александра III от 16 июля 1882 года, которым было инициировано создание Придворного музыкантского хора.
В 1938 году в истории коллектива началась полувековая «эпоха Мравинского». В это время на посту вторых дирижеров коллектива сменяют друг друга К. Зандерлинг, А. Янсонс и М. Янсонс, за пульт встают Л. Стоковский, Л. Маазель, З. Мета, К. Мазур, Е. Светланов, Г. Рождественский и композиторы Б. Бриттен, А. Копланд, З. Кодаи, В. Лютославский, Л. Берио, К. Пендерецкий. В концертах оркестра солируют В. Клиберн, Г. Гульд, А. Бенедетти Микеланджели, И. Стерн, С. Рихтер, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Э. Вирсаладзе, Н. Петров, Г. Соколов, В. Третьяков, Л. Коган, Н. Гутман, В. Крайнев, В. Спиваков, А. Любимов.
С 1988 года коллективом руководит Юрий Темирканов. Результаты сотрудничества музыкантов из года в год получают восторженные отклики прессы.
«Этот оркестр – национальное достояние России, дирижер Юрий Темирканов – один из лучших в мире» (The Washington Post, 2014).
«Если первый русский вечер Заслуженного коллектива России на Би-би-си Промс был неподражаем, то второй, также под управлением Юрия Темирканова, стал праздником характерно русского звучания…» (The Guardian, 2015).
«Этот неповторимый оркестр с особенным, “ленинградским”, звуком…» (Codalario, 2016).
«Кульминацией той высокой, петербургской культуры звучания, которой славится Заслуженный коллектив России, стало исполнение Пятой симфонии Шостаковича. (…) Блестящее скерцо и захватывающий, технически совершенный финал привели публику в окончательное неистовство, что совершенно закономерно: перед ней предстала грандиозная звуковая фреска, на создание которой вряд ли способен еще какой-либо дирижер или оркестр мира» (Corriere della sera, 2017).
«Что бы ни происходило в России в последние тридцать лет, этот коллектив неизменно остается на первых строках рейтингов» (Грегор Тэсси. Seenandheard-international.com, 2019).
Насыщенная гастрольная деятельность коллектива только за два последних сезона включила концерты в парижском Театре Елисейских Полей (где Заслуженный коллектив является единственным российским оркестром-резидентом) и венском Музикферайне, в Берлинской, Мюнхенской, Эльбской, Люксембургской филармониях и Старой опере Франкфурта, Королевском фестивал-холле в Лондоне, эдинбургском Ашер-холле, манчестерском Бриджуоттер-холле и Городском зале Лидса, Виктория-холле в Женеве, Дворце каталонской музыки в Барселоне и в зале Санта-Чечилия в Риме, Токийском Сантори-холле, Национальном концертном зале Тайбэя, Центре искусств в Сеуле, Национальном центре исполнительских искусств в Пекине и в Большом зале Московской консерватории.
Под управлением Иона Марина, Василия Синайского и Юрия Темирканова в сентябре прошлого года Заслуженный коллектив выступил в Италии и Швейцарии (солисты О. Мустонен и Н. Фрейре), провел концерты в Бухаресте и Париже (солисты В. Репин, Б. Рана, Б. Березовский), посетил Эстонию (дирижер Н. Алексеев, солист С. Догадин), под управлением Темирканова дал четыре концерта в Испании (солисты Н. Луганский, Б. Абдураимов), принял участие в фестивалях MITO SettembreMusica и имени Дж. Энеску.
Возрастная категория: 6+
Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича