В Петербурге прозвучат премьеры из программы Союза композиторов России «Ноты и квоты».
7 декабря 2023 года в 20:00 в петербургском Доме Радио прозвучит новая музыка трех молодых российских композиторов – Олега Гудачёва, Дмитрия Мазурова и Константина Комольцева. Концерт с участием МолОт-ансамбля и солистов оркестра Euphoria пройдет в рамках презентации творческой программы Союза композиторов России «Ноты и квоты».
В программе концерта:
- Олег Гудачёв «Посвящение Вышнеградскому» для двух роялей, ансамбля и электроники (2023),
Исполнители: МолОт-ансамбль под управлением Артура Зобнина, Олег Гудачёв, рояль, электроника - Константин Комольцев Vertigo для скрипки и электроники (2023, мировая премьера).
Исполнители: Варвара Косова, скрипка, Константин Комольцев, электроника. - Дмитрий Мазуров Concrete («Бетон»), пьеса для медных духовых и контрабаса (2023, мировая премьера).
Исполнители: солисты оркестра Euphoria под управлением Елизаветы Корнеевой.
О «Нотах и квотах»
Это первая в истории современной России программа творческих заказов для композиторов, инициированная Союзом композиторов в 2021 году.
«Ноты и квоты» соединяют современных авторов и исполнителей для создания новых сочинений. Творческие коллективы и солисты могут заказать новое произведение композитору из Союза, если заявка побеждает, сочинение исполняется в течение двух следующих концертных сезонов, а автор музыки получает гонорар.
В 2023-м среди 25 победителей были скрипачка Варвара Косова, МОЛОТ-ансамбль (художественный руководитель – Артур Зобнин) и солисты оркестра Euphoria (художественный руководитель и дирижер – Елизавета Корнеева). Программа проходит при поддержке Минкультуры России.
О сочинениях концерта
В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения композитора Ивана Александровича Вышнеградского. К юбилейной дате по заказу МолОт-ансамбля композитор Олег Гудачёв создал сочинение-посвящение одному из пионеров четвертитоновой музыки.
Автор «Посвящения» прослушал все доступные произведения Вышнеградского и нашел в них нотные паттерны и сэмплы, которые наиболее созвучны его музыкальной эстетике. Но в то же время эти кусочки уже классических партитур не заимствуются прямыми цитатами, а органично вплетаются в авторскую фортепианную ткань и электронное звучание.
В кульминации произведения композитор использует обработанные нейросетью звуковые фрагменты из «Дня Бытия» — magnum opus Вышнеградского, в процессе работы над которым ему открылась идея микротоновой музыки.
Vertigo – это медицинский термин головокружения, ложного ощущения вращения человека вокруг предметов, либо окружающих вещей вокруг человека. Концептуальной основой сочинения Константина Комольцева для скрипки и электроники послужила так называемая «задача трех тел» из астрономии.
Партия скрипки, словно став одним из акторов этой задачи, представляет собой некий центр масс, вокруг которого вращаются акустические объекты, привносимые партией электроники и причудливым образом изменяющие траекторию движения центра.
«Бетон» — это фрагмент будущего балета по одноименному роману Томаса Бернхарда. Книга представляет собой поток сознания главного героя, скованного болезнью и депрессией человека, который пытается написать научный труд о композиторе Феликсе Мендельсоне.
Пьеса Дмитрия Мазурова написана для ансамбля духовых и контрабаса. В составе много «низких» инструментов, которые создают плотную материю «бетона», но сама музыка не стремится к статике романа, а проявляет ярость и решительность.
Рассыпав по тексту романа прозрачные автобиографические намеки, выставив напоказ одни страхи (животный страх задохнуться, замерзнуть, страх чистого листа) и затушевав другие (бедность, близость), Томас Бернхард превратил исповедь больного героя в поистине барочный фарс, в котором смерть и меланхолия сближаются в последней пляске.
Сочинение Дмитрия Мазурова словно репрезентирует поток мыслей героя — сотни паттернов, полиритмы и полиметрия. Музыка оказывается персонификацией мыслей, которые создают экстатические танцы в сознании героя.
О композиторах
Олег Гудачёв — композитор, преподаватель Санкт-Петербургского университета, кандидат искусствоведения, кларнетист, импровизатор мультиинструменталист. Родился в Ленинграде в 1988 году. В 2014 году завершил обучение на композиторском факультете Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, в 2018 году — в аспирантуре Академии русского балета имени А.Я. Вагановой по специальности «Искусствоведение».
Автор пространственных инсталляций, музыки к пяти балетным спектаклям и пятнадцати драматическим постановкам, включая спектакли в Александринском театре, БДТ имени Товстоногова и Театре имени Ленсовета. Музыка издается на лейблах FANCYMUSIC, «Фирма Мелодия» и RayRecords.
Константин Комольцев — композитор. Родился в Екатеринбурге в 1988 году. Выпускник кафедры композиции и оркестровки Уральской консерватории имени М. П. Мусоргского. Автор оперы по мотивам романа Виктора Пелевина «Любовь к Трем Цукербринам» (режиссер Георгий Исаакян), а также ряда оркестровых и хоровых произведений, музыки для инструментальных и камерных ансамблей.
Дмитрий Мазуров — композитор и саунд артист. Родился в Новосибирске в 1982 году. Первые музыкальные поиски начал в области экспериментальной электроники. Изучал теорию музыки в Новосибирском музыкальном колледже.
Работает в области современной академической музыки, многоканальной электроакустики и инди-музыки. Пишет музыку для кино, театра и перформансов. Участник серии концертов экспериментальной музыки «Башня из слоновой кости» в Доме Радио.
Пресс-служба Союза композиторов