Дмитрий Бертман ставит в Риме оперу по Евгению Шварцу.
В римском Teatro Nazionale – громкая мировая премьера: здесь впервые увидит свет рампы новая опера современного итальянского композитора Луки Ломбарди “Голый король”.
Основой ее либретто послужила одноименная пьеса знаменитого российского драматурга-сказочника Евгения Шварца. Режиссер-постановщик спектакля – Дмитрий Бертман, создатель и художественный руководитель московской “Геликон-оперы”.
Появление нового произведения Луки Ломбарди ожидалось с большим интересом: у него репутация не только одного из самых известных современных композиторов Италии, но и интеллектуала в музыке – мыслителя, теоретика, автора многочисленных научных трудов о пересечениях и взаимодействии различных европейских культур, и в первую очередь классической итальянской и германской.
Становилась событием премьера каждой из трех его предыдущих опер – “Фауст. Перевоплощение” (по мотивам не только Гете, но и Томаса Манна), “Дмитрий, или Художник и власть” (взаимоотношения Дмитрия Шостаковича и сталинского режима) и “Просперо” (по Шекспиру).
Либретто для новой оперы Ломбарди написано самим композитором в содружестве с драматургом С. Каппелетто, и в нем свободно переплелись сатирические мотивы Евгения Шварца со сказочными сюжетами “Голого короля”, “Свинопаса” и “Принцессы на горошине” Ханса-Кристиана Андерсена.
“Музыка этой оперы мне очень интересна. В ней Ломбарди верен классическим традициям, но это музыка нашего века”,
– рассказывает Дмитрий Бертман.
За пультом Римской Национальной оперы стоит Энрике Маццола – известный дирижер, с которым у московской “Геликон-оперы” сложилось давнее творческое содружество: несколько лет назад он дирижировал “геликоновской” премьерой “Севильского цирюльника”.
Декорации и костюмы выполнены по эскизам сценографа Лены Лукьяновой, пластическое решение обеспечивает московский хореограф Эдвальд Смирнов.
В главной партии Свинопаса выступает известный в Италии поп-певец Элио, что само по себе необычно и заранее шокирует чувствительных ценителей итальянского оперного вокала. Однако такое необычное решение заложено уже в самой опере: партия написана композитором специально для Элио, причем так же зовут и героя-Свинопаса.
Спектакль обещает много необычного для римских оперных фанов. В разговоре со мной Дмитрий Бертман пожаловался на то, что солисты и хор театра привыкли к той академической манере сценического поведения, какая давно вышла из употребления в театрах Германии, Австрии, Франции и России: “стоят и поют”.
Поэтому требования режиссера двигаться и играть каждый раз встречались с искренним недоумением; в его сценические решения пытались вмешаться даже местные профсоюзы – мол, маршировать и вообще двигаться не входит в задачу театрального хора.
– Преодолели? – поинтересовался я.
– А как же! – ответил режиссер. – В театре есть замечательные артисты, они просто об этом не знали, и теперь им очень нравится это занятие – не только петь, но и играть!
В понедельник в театре прошла первая пресс-конференция, собравшая много журналистов итальянской столицы и из-за рубежа. Подробности события – в дальнейших репортажах из Рима.
Валерий Кичин, “Российская газета”