
В феврале 2023 года Московская филармония открывает абонемент «Весь Стравинский»; он рассчитан на несколько сезонов и предполагает исполнение в хронологическом порядке всех сочинений Игоря Стравинского, включая раритеты, практически не звучащие в России.
Впервые в истории в одном концертном цикле наследие Стравинского будет представлено полностью, и произойдет это на его родине. Первый концерт состоится 15 февраля.
Три русских балета – «Жар-Птица», «Петрушка» и «Весна священная» – остаются наиболее популярными и часто исполняемыми сочинениями Стравинского. Сам композитор это предвидел и воспринимал как неизбежность, пусть даже и досадную.
Но после создания трех ранних шедевров Стравинскому было отпущено еще более полувека активного творчества. За это время им были созданы десятки произведений в самых разных жанрах и стилях, многие из которых до сих пор малоизвестны в нашей стране и практически не исполняются.
Теперь впервые в истории абсолютно вся музыка Стравинского прозвучит в одном концертном цикле, и произойдет это на его родине.
Проводником в мир Стравинского станет автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев, а первоклассные солисты, хоры и оркестры исполнят наряду с хрестоматийными вещами раритеты, которые были дороги автору и, возможно, станут дороги слушателям.
Абонемент открывает Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Антона Шабурова (солистка – Мария Баракова). В первом сезоне цикла «Весь Стравинский» прозвучат все крупные сочинения, написанные до 1913 года.
В их числе:
- единственная в наследии Стравинского монументальная симфония;
- «Погребальная песня» памяти Римского-Корсакова, считавшаяся утраченной до 2015 года, когда ее ноты случайно нашли в списанном архиве Санкт-Петербургской консерватории;
- два всемирно известных балета: «Жар-птица» и «Петрушка»;
- символистская кантата «Звездоликий» на стихи Бальмонта;
- мировая премьера арии Шакловитого и Заключительного хора из оперы «Хованщина» Мусоргского в оркестровке Стравинского, восстановленной Ярославом Тимофеевым по черновикам композитора, и многое другое.
Следующие концерты абонемента состоятся 8 апреля (дирижер – Арсентий Ткаченко) и 13 мая (дирижер – Филипп Чижевский).
Ярослав Тимофеев: “Классическая музыка конструирует время по собственным законам”
Музыка Стравинского всегда занимала важное место в филармонических афишах. В программах оркестра Московской филармонии впервые в СССР были исполнены Симфония в трех частях, Скрипичный концерт, «Симфонии духовых», кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения».
Исторические концерты Стравинского в 1962 году в Москве также проходили при участии оркестра филармонии, под управлением композитора сыгравшего «Петрушку» и «Фейерверк». Ряд российских и московских премьер Стравинского представили Госоркестр СССР и Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Поздние сочинения Стравинского в своих филармонических абонементах регулярно исполнял Геннадий Рождественский, многие – впервые в России. Музыка Стравинского звучала в программах Владимира Юровского – начиная с его первого московского концерта и далее на протяжении десяти лет руководства Госоркестром России. Сочинения Стравинского украшают и репертуар Александра Лазарева; его концерт, посвященный 140-летию со дня рождения Стравинского, где полностью прозвучал балет «Жар-птица», стал одним из финальных аккордов юбилейного филармонического сезона.
Пресс-служба Московской филармонии

Кстати: