Концерт Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского прошел в понедельник в британской столице с аншлагом и долгими овациями.
Взыскательная лондонская публика, заполнившая зал Cadogan Hall, очень тепло встретила коллектив под управлением Владимира Федосеева.
Оркестр прибыл в Великобританию в рамках турне, проходящего в год 60-летия начала плодотворного творческого сотрудничества между английскими и советскими, а затем и российскими музыкантами.
Фирменная программа
В программе вечера были Половецкие пляски Александра Бородина (1833-1887 гг.) из оперы “Князь Игорь” и два произведения Чайковского (1840-1893 гг.) из “фирменного” репертуара созданного в 1930 году оркестра – Концерт для фортепиано с оркестром №1 и Симфония №6 “Патетическая”.
На бис оркестр исполнил вальс Георгия Свиридова (1915-1998 гг.), Испанский танец из балета “Лебединое озеро” Чайковского. Финальным аккордом оркестр Федосеева сделал реверанс в сторону британских ценителей музыки, исполнив вариацию из “Энигмы” британского композитора Эдуарда Элгара (1857-1934 гг.).
Британский экзамен оркестра
“Мы всегда дорожим поездками в Англию, потому что это родина симфонизма, прекрасных симфонических оркестров, удивительных симфонических экспериментов. Мы очень ответственны в этом отношении, потому что сама публика очень образована, она отлично знает, куда идет и хорошо знает классику”,
– рассказал 84-летний маэстро.
Федосеев, возглавляющий оркестр с 1974 года, признался, что каждый воспринимает гастроли в Великобритании как экзамен, прежде всего, для новичков коллектива.
“Пребывание в Англии – это наш очередной экзамен, потому что к нам приходит много молодых людей, и для них эта поездка – настоящая школа”,
– сказал дирижер.
Музыка как ответ политикам
Федосеев отметил, что непростые отношения между Москвой и Лондоном, находящиеся в настоящий момент на самом низком уровне за последние десятилетия, не оказывают негативного влияния на интерес к творчеству оркестра.
“Сложные политические отношения – мы, к счастью, не чувствуем разницу в политических отношениях, потому что музыка всегда одерживает верх – она закрывает не дырки, которые есть в политике, поэтому мы в этом отношении спокойны. Как задался вопросом Николай Васильевич Гоголь: “Что бы было, если бы музыка нас оставила?” Может быть, англичане знают это выражение”,
– сказал Федосеев.
Овации пианисту Колесникову
С большим восторгом зрители встретили выступление молодого российского пианиста Павла Колесникова. Впрочем, многие в Лондоне уже считают своим родившегося в Новосибирске в 1989 году музыканта. Выпускник Московской консерватории 2012 года Колесников продолжил обучение в лондонском Королевском колледже музыки (Royal College of Music), который закончил несколько месяцев назад.
За последние несколько лет, выиграв престижный конкурс имени Эстер Хоненс (Honens International Piano Competition) в Канаде, он приобрел известность в Великобритании, успев поиграть со всеми оркестрами “Би-би-си”, став частым гостем на британских фестивалях, на радио.
“Я впервые играю с Владимиром Ивановичем. Очень давно хотел сделать это. Это замечательная, выдающаяся личность. Мне было всегда интересно узнать, какую энергию он транслирует”,
– сообщил Колесников.
Ответ на этот вопрос пианист получил во время концерта во вмещающем почти тысячу зрителей Cadogan Hall.
“У Владимира Ивановича оказалась очень мягкая, теплая, по-настоящему очень человеческая, интенсивная энергия, и мне это очень понравилось, было очень интересно с этим соприкоснуться, научиться чему-то новому, получить редкий опыт. Был бы счастлив, чтобы с этим оркестром у меня что-то сложилось еще в будущем”,
– сказал Колесников.
Его исполнение Концерта №1 Чайковского настолько очаровало британцев, что они долго не отпускали музыканта.
“Он великолепен, он – самый лучший, а уж поверьте мне, в пианистах я разбираюсь”,
– восторженно сказала одна из зрительниц, которая не переставала кричать “браво”, аплодируя стоя.
“У меня уж сложилось свое представление Концерта №1, и сегодня с первой же репетиции я не чувствовал никакого дискомфорта, и, хотя многие вещи были для меня неожиданными, я чувствовал связь, диалог со всем коллективом”,
– признался Колесников.
Гастроли продолжаются
Помимо Лондона оркестр имени Чайковского выступит еще в 13 британских городах, в том числе в Бирмингеме, Суонси, Кентербери, Ковентри, Бристоле, Шеффилде, Эдинбурге.
24 октября коллектив продолжит тур в Китае, где покажет свое мастерство в Пекине, Тяньцзине, Шэньяне, Шанхае, Нанкине, Ухане. Всего за 36 дней оркестр даст 30 концертов, причем в некоторые дни выступит по два раза – днем и вечером.
Немного истории
В свое время Владимир Федосеев стоял за пультом лондонского Королевского симфонического оркестра, а Большим симфоническим управляли Ховард Гриффитс и Дитфрид Бернет.
Но началось творческое взаимодействие не с гастролей и даже не с приглашений английских солистов. В марте 1956 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся концерт исключительно английской музыки, в котором наряду с исполнявшимися ранее Большим симфоническим оркестром произведениями впервые в СССР прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром британского композитора Артура Блисса (1891-1975 гг.).
В Англию оркестр выехал спустя десять лет в 1966 году, с тех пор стал в Великобритании частым гостем ее концертных залов.